Приглушенный призыв к миру усиливается на Кавказе
Приводим статью журналиста Энцо Манджини, опубликованную на сайте агентства Inter Press Service, со значительными сокращениями:
Голос шестидесятилетней Ирины Григорян заглушается веселым шумом 230 детей, ждущих своего обеда. Будучи директором детского сада №3 в Степанакерте, столице самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) на Кавказе, Григорян терпеливо улыбается на шум.
Однако плакат, висящий на стене за ее столом, на котором изображен голубь, летящий над словами «Дайте миру шанс», наводит на мысль, что не все так хорошо в этом туманном, горном городе с населением 50 тысяч человек в 2400 км к югу от Москвы.
На самом деле НКР, расположенная между Азербайджаном и Арменией, находится посреди давно забытой войны. В конце 1991 года население в 191 тысячу человек, 75 процентов которых были армянами, провозгласили независимую Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). Через месяц, в январе 1992 года, Баку отправил войска, чтобы подавить «сепаратистское движение».
В 1992 и 1993 годы азербайджанские силы захватили 70 процентов НКР, побудив Армению вступить в войну. Прекращение огня 1994 года «заморозило» конфликт и создало контролируемую армянами буферную зону в нескольких километрах к востоку от административной границы Нагорного Карабаха советских времен, но до этого было потеряно 30 тысяч человек и более миллиона людей стали беженцами.
Сегодня две страны по-прежнему официально находятся в состоянии войны, и 150 тысяч граждан НКР живут в состоянии политической неопределенности. Для тех, кто пережил конфликт, шаткое положение является источником ежедневного стресса и тревоги, и, хотя прошло почти 20 лет с момента объявления о прекращении огня, граждане продолжают жить в тени войны.
«Во время войны я преподавала в местной гимназии и видела, как 80 процентов моих учащихся мужского пола погибли в бою,– рассказала Григорян.– Я не хочу, чтобы это повторилось, именно поэтому здесь, в нашем детском саду, мы не говорим о войне и не учим наших учеников ненависти»,– отметила она.
Хотя НКР может похвастаться всем – от парламента до Министерства иностранных дел, расположенного всего в нескольких шагах от детского сада Григорян,– она не была признана на международном уровне.
Азербайджан не имеет никаких прямых контактов с НКР, оставляя все переговоры Армении, которую он называет «оккупационными силами» в регионе. Министр иностранных дел НКР Карен Мирзоян сказал, что он «готов сесть за стол с азербайджанскими коллегами, но проблема в том, что они не готовы вести переговоры с членом правительства НКР».
Власти НКР обвиняют правительство Азербайджана во главе с президентом Ильхамом Алиевым в ведении антиармянской кампании на международном уровне и принуждении диссидентов замолчать в своей собственной стране.
Эксперты указывают на многочисленные инциденты, которые поддерживают это утверждение, в том числе на случай с журналистом Эйнуллой Фатуллаевым, приговоренным к восьми с половиной годам лишения свободы в Азербайджане за расследование резни в Ходжалу, которое ставит под сомнение официальную азербайджанскую версию событий. Фатуллаев был помилован в мае 2011 года.