Идеология правящей семьи в Азербайджане
За годы самостоятельного политического существования в Азербайджане сложился новый политический класс и значительный слой административных функционеров, которые получили образование в Европе и в США и отличаются от традиционных типов местных интеллектуалов. Однако, к этому новому типу функционеров относятся и те, кто получил образование в России.
По характеристике одного из деятелей азербайджанских СМИ и политических деятелей Рауфа Талышинского данное поколение не отличается «ни националистическими, ни патриотическими чувствами», считает, что получило совершенное новое образование, не «делает больших различий, где и на кого работать», «оно преследует цель иметь успех и деньги, но обязательно и то и другое сразу».
Идея формирования нового аппарата была выдвинута Гейдаром Алиевым в самый последний период его политической деятельности, но в самом общем виде. Данные намерения стали реализовываться руководителем президентского аппарата Р.Мехтиевым, при строгом соблюдении клановых и родственных приоритетов. В период смены поколений в исполнительной власти, которую инициировали Ильгам Алиев и Р.Мехтиев вскоре после президентских выборов 2003 года, и произошли знаменательные изменения в административном аппарате.
Проблема заключалась даже не в том, чтобы осуществить ротацию кадров, а в выдвижении новых, более молодых людей, которые уже работали в аппарате. За последние три–четыре года данное новое поколение, по сути, заняло преимущественное место в политическом проектировании, в политическом аналитическом процессе, в инициации публичных и непубличных политический дискуссий.
Следует отдать должное президенту И.Алиеву в выдвижении новых специалистов. Новых «людей» в аппарате вдохновляет поддержка политического руководства, наличие интересных образовательных программ, относительно быстрое продвижение в карьере, доверие и возможности для реализации идей и проектов.
Конечно же, «новых людей» вдохновляют ожидаемые нефтяные доходы, с которыми азербайджанское общество связывает решение всех своих проблем. Это обстоятельство представляется очень важным для понимания целей и задач выстраивания внешней и внутренней политики Азербайджана.
Выступая на расширенном заседании Совета безопасности и правительства в мае 2012 года, И.Алиев высказал несколько «директивных» предпосылок, которые в дальнейшем стали основой политики Азербайджана. Данные высказывания можно сгруппировать следующим образом:
Период ожиданий в политике Азербайджана прошел, пришло время перейти к активной внешней политике, в особенности в регионе, выдвигать региональные и глобальные инициативы, которые направлены на превращение Азербайджана в важное государство в регионе, в стратегического партнера различных держав, участвовать в крупных политических и экономических альянсах. Азербайджан не может оставаться в статусе одной из равновозможных стран Южного Кавказа и должен приобрести более высокий статус, опираясь на геополитические, экономические, демографические и оборонные преимущества, распространяя свое влияние не только на небольшие, но и крупные государства. Представления о роли Азербайджана как стратегического партнера Европейского Союза, США и НАТО должны быть расширены, параллельно с расширением диапазона сотрудничества и определенных функций, когда поставки нефти и газа должны стать лишь одной из данных функций, наряду с политическими и оборонными. Данные амбиции связаны с конкретными задачами, которые необходимо решить для обеспечения безопасности страны, наращивания ее экономического и оборонного потенциала, а также отвечать потребностям общества, которое стремится увидеть Азербайджан равноправным членом «клуба» наиболее экономически развитых и благополучных государств. Азербайджан готов начать сложную работу по преобразованию государства и общества, чтобы стать одним из мировых центров производства и распределения энергоресурсов, образцом их рациональной и эффективной переработки, диверсификации экономики и промышленности, а также страной развития высоких технологий в химии, металлургии, создании новых материалов, производства современной техники, глубоких научных исследований, имеются основания для превращения Азербайджана в региональный центр информационных технологий. Азербайджан должен иметь все возможности для отражения любой агрессии, обладать оборонным и политическим потенциалом для решения карабахской проблемы, проблем с соседними государствами, в том числе, с Ираном, Грузией, Туркменистаном и Россией, и вместе с этим, уметь предотвращать напряженность во внешних отношениях. Необходимо принудить Армению к признанию агрессивной и деструктивной сути армянского государства и общества, заставить отказаться от оккупации и притязаний на азербайджанскую территорию, полностью отказаться от претензий на культуру Азербайджана, необходимо применить имеющиеся возможности по политическому и экономическому блокированию Армении, не допустить ее экономического развития и укрепления военного потенциала, нужно убедительно продемонстрировать Армении бесперспективность ее претензий и неотвратимость военного поражения. Перед Азербайджаном стоят задачи более активного сотрудничества с Турцией, с братскими тюркскими государствами, выражения более ясной и принципиальной позиции в международных исламских организациях, с арабскими государствами, важной задачей является урегулирование и улучшение отношений с Ираном. Тесное сотрудничество с НАТО и Европейским Союзом является главным ориентиром внешней политики Азербайджана, который рассматривает себя как часть Евро-атлантического пространства, что основывается на прагматическом рассмотрении перспективы, решении приоритетных национальных проблем, при этом, важным условием успешной внешне политики является обращенность и к Западу, и к Востоку. Социальная направленность и светский характер государства — эти два принципа не могут подвергаться сомнению, и только при этих условиях Азербайджан может надеяться на благополучное будущее и решить свои проблемы. Данные направления политики Азербайджана были выработаны президентом Гейдаром Алиевым и поддержаны азербайджанским народом. Данная информация получена из досье одного из специализированных европейских журналов, текст воспроизведен произвольно, но достаточно адекватно.
В настоящее время имеется ряд правительственных документов директивного значения, которые в совокупности определяют основные направления региональной политики Азербайджана. К 2012 году, укрепив свои внешнеполитические позиции, благодаря развитию отношений с США, ЕС, НАТО и Россией, а также опираясь на поддержку Турции, Азербайджан пришел к пониманию, что без усиления своих позиций в регионе он не сумеет достичь тех целей, которые признаны приоритетными с точки зрения национальных интересов. Происходит также осмысление национальных приоритетов и внешней политики, когда возникли экономические возможности реализовать те или иные проекты.
«ЛРАГИР»