Дело Осканяна — поворотная веха для СНБ
Аккредитованные в Армении западные послы, страны которых осуществляли различные проекты совместно с учрежденным экс-министром иностранных дел Варданом Осканяном фондом Сивилитас, 27 марта выразили свою поддержку фонду и недовольство расследованием, проводимым СНБ, в неожиданно жесткой форме. Посол США Джон Хефферн даже заявил, что расследование нелегитимно, и он не может сказать, что оно из себя представляет.
Чем же обусловлена такая позиция послов, которая, казалось бы, не укладывается в логику многочисленных поздравлений Сержу Саргсяну после выборов от руководств тех же стран? Политику сверхдержав, конечно, не стоит воспринимать прямолинейно, государственная политика таковой быть не может, она разветвлена, и шаг послов – одна из ее ветвей. А ветви дерева, как известно, располагаются по всем сторонам его, а не группируются на одной.
Так что, поздравления Сержу Саргсяну еще не означают, что ему дан зеленый свет делать что вздумается, и не для преследований Вардана Осканяна, а, скорее, тех одиозных фигур, которые немало отличились в узурпации экономики и власти. Возможно, что послы обладают информацией о грядущем аресте Осканяна, потому и поспешили публично выразить ему свою поддержку.
С другой стороны, происходят любопытные вещи. Послы западных стран поддерживают члена «Процветающей Армении», партии, которая взяла на себя миссию проповедника пути в Евразийский союз, в том случае, когда не понятно, чем занят российский посол. Таким образом Запад получает моральный карт-бланш на ППА, что, конечно, пригодится в будущем для серьезных процессов вокруг этой партии, как один из вариантов формирования в Армении политического противовеса, остающегося в резерве.
Проблема, однако, может иметь более широкий контекст и быть связанной с борьбой за СНБ. Дело в том, что Сержу Саргсяну предстоит формирование правительства «второго срока», и вопрос СНБ в нем – один из важнейших, поскольку, скорее всего, придется назначать нового руководителя этого ведомства, ибо Горик Акопян давно достиг пенсионного возраста, и его полномочия дважды продлевались. До окончания первого срока С.Саргсян старался не трогать эту важную проблему, но не решать ее во время второго срока он не может.
Здесь назревает конфликт интересов Запада и России – СНБ традиционно считается сферой влияния России в Армении, как по политическому воздействию, так и в плане кадров. Однако Запад в последнее время взял на вооружение беспрецедентно активную стратегию углубления отношений с Арменией, а это означает попытки диверсификации российского сверхвлияния и в СНБ. Этот процесс идет на всех сферах, в том числе и в силовых ведомствах, а СНБ оставалась единственной структурой, где Запад оставался вне игры.
Скорее всего, необходимость смены руководства СНБ рассматривается на Западе как удобный момент для вступления в борьбу, а дело Осканяна – удобным и громким поводом. Неслучайно западные послы жестко отозвались о деле «Сивилитас» — а республиканцы, инициировавшие рассмотрение вопроса Осканяна в парламенте, заявляли, что если выяснится незаконность затеянного дела, то виновные должны будут привлечены к ответственности.
Не исключено, что Запад постарается превратить дело Осканяна в своеобразный фильтр ответственности во властных структурах.
«Лрагир»