Что общего между Борисом Березовским, Микаэлом Минасяном и Сержем Саргсяном ?
Смерти Березовского многие аналитики вспомнили о том – какую роль сыграла эта личность в формировании олигархической системы новой России. Наиболее точную характеристику Березовскому дал редактор русской версии журнала «Forbes» Пол Хоебников, который заметил, что он был главным двигателем одним из архитекторов российской олигархии.
В своей известной книге – «Крестный отец криминального мира Борис Березовский или история грабежа России» пол Хлебников пишет, что в России было много очень богатых людей и олигархов, которые, владея той или иной сферой экономики, накопили колоссальный капитал, тогда как главным бизнесом Березовского была приватизация государственной власти.
Березовский создал систему, при помощи которой семья Ельцина сумела переприватизировать значительную часть капитала других олигархов.
Согласно Хлебникову, олигархи, чувствуя свой статус заложников, предпочитали вкладывать свою собственность не в экономику России, а вывозить ее из страны. В итоге сформировалась так называемая «Семибанкирщина», которая позволяла этой семерке спокойно грабить страну.
Это привело к тому, что из богатой и сверхмощной державы Россия превратилась в жалкую, полуголодную, ограбленную страну. Для пущей наглядности сказанного приведем только один пример – в эпоху Березовского объем ежегодныхинвестиций в Россию достигал почти 5 миллиардов долларов, тогда как после отъезда Березовского из страны объем ежегодных инвестиций в страну достиг 50-60 миллиардов, хотя олигархия полностью и не исчезла.
Если все это сравнить с Арменией, то можно заметить ряд сходств с российской действительностью. Не секрет, что первые зачатки олигархической системы в Армении сформировались еще в середине 90-х, в период правления Левона Тер-Петросяна. В эпоху правления Роберта Кочаряна она выкристаллизовалась и в этом вопросе установились четкие правила игры. Причем, в период правления Кочаряна существовала четкая уравновешенная система – интересы растущего малого и среднего бизнеса представляла партия «Оринац еркир», государственной бюрократией владела Республиканская партия Армении, отдельные сферы контролировала партия АРФ Дашнакцутюн , а «крестным отцом» и главным архитектором новой олигархии был Серж Саргсян. Власть Кочаряна основывалась на этих четырех столбах, каждый из которых уравновешивал остальных и это равновесие противовесов стимулировало развитие отечественной экономики. Несомненно то, что и тогда существовала вопиющая несправедливость, монополии и нищета, однако все это находилось в рамках, тогда как после 2008 года эта конструкция обрушилась.
Партия «Оринац еркир» по известным причинам обнулилась, малый и средний бизнес в значительной степени уничтожены, АРФ Дашнакцутюн вышла из игры, а после вступления Республиканской партии в олигархию она стала структурой, представляющей интересы олигархии и государственной бюрократии. Но это не было победой олигархии, или, если хотите, это была пиррова победа, поскольку отныне архитектор олигархии не нуждался в сохранении этой структуры в ее прежнем виде. И вот здесь в дополнение к Сержу Саргсяну появилась разновидность армянского Березовского – его зять Микаэд Минасян, который стал буквально повторять шаги Березовского, но уже в армянской действительности. Начал он с медиа-сферы, которая за короткий срок превратилась в его монополию, точно также, как в свое время в России это сделал Березовский. Вторым его шагом стал процесс приватизации государственной власти – он стал заполнять весь государственный аппарат и политическое поле своими людьми. Затем он предпринял шаги по переприватизации имущества олигархов. Причем он, как и Березовский, пытался приватизировать не собственность олигархов, а значительную часть их финансовых потоков. В результате за короткий период тестю и зятю удалось создать мощную финансовую пирамиду. Для того, чтобы увеличить масштаб давления на олигархов и жесткого контроля над ними и были сформированы всевозможные «антиолигархические» движения. Более того, точно также, как у Березовского инструментом служили младолибералы, так и сегодня главным орудием зятя служит армянский младолиберал Тигран Саркисян.
В результате подобной катастрофической политики олигархи вывозят свой капитал из страны, а вместе с капиталом страну покидает значительная часть делового мира. В результате сокращается количество рабочих мест, растет социальное напряжение и растет ставшая знаменитой армянская дилемма – «революция или эмиграция», философсктй ответ на которую уже дал младолиберальный премьер-министр Тигран Саркисян – «лучше эмиграция, чем революция».
Таким образом, точно также, как Березовский превратил Россию из одной из великих держав в жалкую и ограбленную страну, так и в результате деятельности армянского Березовского Армения может получить статус общеармянского «тупичка».
Осознает ли все это армянская обществнность ? Нам думается, что – нет. В Армении люди живут с менталитетом эмигранта, что является следствием Геноцида 1915 года. Народ с менталитетом эмигранта и гастарбайтера не может не иметь аналогичной элиты, чья деятельность напрямую противоречит государственному интересу страны. Растущему из года в год экономическому и военному потенциалу Азербайджана не может противостоять армянская модель управления – тесть – зять. Если в условиях бескрайней России последствия деятельности Березовского не носили катастрофический характер, поскольку у нее не было открытых внешних врагов, то у нашей страны, находящейся в состоянии «холодной» войны с Азербайджаном, с подобной моделью управления будущего просто нет.
Артак Акопян
zham.am