НА НАС ЛЕЖИТ ВИНА
JanARMENIAN.RU – Только Роман Гусейнов и Самир Мамедов избежали азербайджанской тюрьмы
Короткое сообщение: в понедельник, 26 сентября, Армения передала третьей стране военного перебежчика из Азербайджана Гусейнова Романа Новрузоглу. Передача состоялась при посредничестве представителей Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Международного агентства миграции.
Процесса передачи бывшего азербайджанского аскера в третью страну более всего наверняка ждал сам Роман Гусейнов. Именно ради этого дня он, младший сержант вооруженных сил Азербайджана, рискуя жизнью, пересек 27 августа 2010 года границу с Республикой Арцах. У парня, оказавшегося в царящих в войсках Азербайджана невыносимых условиях издевательств, побоев и насилия, не оставалось иного выхода. Он надеялся на милосердие армянского политического и военного руководства и не прогадал. Сегодня Р.Гусейнов может спать спокойно: он находится в абсолютной безопасности. Более того, принявшее Гусейнова под свою опеку государство обязано обеспечить его жильем и работой. Теперь вся дальнейшая судьба Р.Гусейнова зависит от его трудолюбия и законопослушания, и, думается, парня ждет спокойная и обеспеченная жизнь в правовом государстве.
Не менее Р.Гусейнова ждали этого события мы, не раз писавшие («Голос Армении», 22.04.2008) о судьбе азербайджанских перебежчиков. Всего несколько лет назад азербайджанские солдаты массово перебегали на армянскую сторону. В те дни СМИ Армении едва успевали публиковать фамилии искавших спасение среди армян перебежчиков. Однако армянские государства почему-то возвращали их назад, при этом прекрасно понимая, что все они будут судимы в Азербайджане и непременно приговорены к длительным срокам заключения. То есть, возвращая перебежчиков туда, откуда они бежали, мы прямиком отправляли их в тюрьму. Трудно сказать, возможно, тюремное заключение в Азербайджане проходит в более комфортных условиях, чем служба в вооруженных силах этой республики, но надо признать, к нам они бежали не с этой целью.
«Возвращенческая» политика армянских государств привела к истощению потока перебежчиков и… резкому увеличению количества суицидов в рядах вооруженных сил Азербайджана. Отчаявшиеся молодые аскеры Азербайджана, перед которыми мы фактически закрыли двери к свободе, не видели иного выхода избавиться от ежедневного насилия, издевательств и побоев и предпочитали покончить жизнь самоубийством. Между тем мы могли бы спасти эти и многие другие жизни азербайджанских аскеров. В это трудно поверить, но из огромного числа перебежавших к нам солдат мы помогли лишь одному. Счастливчиком оказался перебежчик Самир Мамедов, которого наше государство переправило в третью страну.
Если обратиться к старым новостям, легко заметить, что после успешного побега Самира Мамедова и известия о том, что он передан третьему государству, поток азербайджанских перебежчиков к нам резко усилился. Рамиль Худавердиев, Хаял Абдуллаев, Эльдяниз Нуриев, Вусал Гараджаев, Ягуб Мухтаров, Руслан Бакиров, Хикмет Тагиев, Айдын Гусейнов, Эльмеддин Абиев, Вюсал Эйбатов, да и сам Роман Гусейнов – все они перебежали на армянскую сторону в надежде удостоиться судьбы счастливчика С. Мамедова. И все они, кроме второго счастливчика, сегодня… томятся в азербайджанских застенках.
Мы не учли уровня деспотии в Азербайджане, и сегодня на нас в определенной мере ложится вина за исковерканные судьбы парней, не пожелавших служить в вооруженных силах фашистского Азербайджана. Обратим внимание также и на тот неоспоримый факт, что подавляющее большинство перебежчиков из Азербайджана являются сыновьями коренных народов этой республики. В их случае мы обязаны учесть также идеологический фактор, так как многие из них, помимо указанных выше факторов, не желают служить в вооруженных силах государства, оккупировавшего их родину и узурпировавшего там власть.
Если вчитаться в слова матери Р.Гусейнова, узнавшей о том, что ее сыну посчастливилось оказаться в нейтральной стране, то в них чувствуется плохо скрываемое удовлетворение. «Нам ничего не известно о том, где находится наш сын. В последний раз мы получили от него письмо в прошлом месяце. Сын писал, что все хорошо и что скоро все будет в порядке», — говорит Натаван Гусейнова, явно радуясь тому, что это «скоро» уже наступило. За год с лишним разлуки с сыном она, безусловно, успела ознакомиться с судьбами возвращенных нами азербайджанских перебежчиков и понимала, что в Азербайджане она могла увидеть сына только на суде.
И вновь зададимся однажды высказанным вопросом: насколько возвращение военных перебежчиков Азербайджану соответствует праву, да и просто обыкновенному человеколюбию? Возвращая их туда, откуда они бежали с риском для жизни, не переступает ли армянская сторона черту гуманности, коверкая жизни доверившихся нам людей и способствуя усилению азербайджанской государственной карательной машины? И учитываем ли мы национальные проблемы и интересы проживающих в Азербайджане дружественных нам народов?
Как уже было сказано, проблема перебежчиков из вооруженных сил Азербайджана имеет еще и этнический подтекст. Тысячи служащих в Азербайджане талышей, лезгин, аварцев, удин, цахуров надели военную форму этого государства отнюдь не по доброй воле. Власть на их родине узурпирована пришлым тюркским элементом, что не может не вызывать у них острое чувство этнической неудовлетворенности. Многие из них смотрят на нас как на своих естественных союзников. Лезгинский патриот Вагиф Керимов пишет руководству Азербайджана: «Мы благодаря вашей глупости уже переломили ситуацию, и в этом от помощи армян не откажемся». А мы не только не помогаем нашим тысячелетним друзьям-соседям, но и способствуем укреплению репрессивной машины Азербайджана.
Не надо считать, что лишь один талышский интеллигент Фахраддин Абосзода понимает, что закавказские турки отняли у талышей историю, язык, культуру, государство. Это понимают десятки, сотни тысяч проживающих в Азербайджане талышей, и если сегодня их протест государственному бандитизму Баку выражается в стремлении избежать службы в вооруженных силах узурпатора, то наш долг – помочь нашим друзьям.
Передача перебежчика Романа Гусейнова третьему государству должна из исключения превратиться в правило. Аскеры вооруженных сил Азербайджана должны знать, что переход на нашу сторону является гарантией их спокойной жизни и мирного будущего. Военнослужащие Азербайджана – представители коренных народов этой республики – могут и должны быть уверены в нашем дружелюбном отношении к ним.
В августе 2010 года, спустя два дня после перехода государственной границы, капитан Армен Киракосян писал о Романе Гусейнове: «Если мы поможем ему уехать в третью страну, то Роману предстоит долгая и спокойная жизнь. Если же мы вернем его, как и десятки других перебежчиков из Азербайджана, обратно, то можно не сомневаться, Романа на долгие годы бросят в азербайджанские застенки. Возможно, в Азербайджане в тюрьме живется лучше, чем в вооруженных силах, не знаю, но уверен, что перебежавший к нам Роман надеется на лучшую участь».
Сегодня мы можем констатировать: Роман Гусейнов избежал азербайджанской тюрьмы. И мы обязаны сделать так, чтобы каждый азербайджанский военнослужащий, перебежавший на нашу сторону, был бы уверен в своем спокойном будущем.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН