Вооруженная агрессия Азербайджана против Республики Арцах. Как она начиналась (новый документ)
Начало смотрите здесь
Право народов на самоопределение закреплено в Международных пактах о правах человека и содержится во многих декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, документах межгосударственных и международных неправительственных организаций. Все эти документы, в том числе и основополагающие – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах – подчеркивают, что самоопределяющиеся народы «свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Отдельно отмечается, что «Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».
Именно на основании международного права Международный суд ООН, рассматривая дело о Восточном Тиморе, вынес вердикт, утверждающий, что принцип самоопределения «является одним из основных принципов современного международного права». Тот же Международный суд ООН в Гааге в 2010-м году, рассматривая проблему Косово, вынес решение, согласно которому общее международное право не содержит запрета деклараций независимости.
На VII сессии Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1952 года была принята резолюция 637 (VII) «Право народов и наций на самоопределение», в которой подчеркивалось, что «население несамоуправляющихся и подопечных территорий имеет право на самоопределение, а государства, отвечающие за управление этими территориями, должны применять практические меры для реализации этого права». Остановимся, и попробуем разобраться, какие «практические меры» предпринял Азербайджан, чтобы создать для населения Арцаха возможность свободного самоопределения?
Судя по всему, в Азербайджане международное право трактует по своему, а выражение «практические меры» восприняли сквозь призму менталитета закавказских турок. Погромы и убийства армян в Сумгаите в феврале 1988 года, затем, в ноябре – декабре того же года на всей территории Азербайджанской ССР, в январе 1990 года в Баку, — вот предпринятые Азербайджаном «практические меры» для создания условий свободного волеизъявления населения Арцаха. Первым в ряду этих «мер», кстати, стало остановленное в Аскеране шествие вооруженной топорами и металлическими заточками многотысячной толпы закавказских турок на Степанакерт. Обо всем этом говорилось и писалось немало, и, наверняка, еще не раз будет освещаться в прессе, мы же в данном случае поговорим о другом: о вооруженной агрессии Азербайджана против Республики Арцах.
Принятие Советом народных депутатов Арцаха обращения к Верховным Советам Советского Союза, Армянской и Азербайджанской ССР было воспринято в Баку как сигнал к насилию над армянами. Погромы и убийства армян в республике преследовали цель запугать население Арцаха, заставить их отказаться от идеи воссоединения с Арменией. Этой же цели служили кровавые акции по уничтожению армянских деревень в Арцахе, многочисленные убийства мирных людей, массовые депортации коренного армянского населения региона. Когда же эти меры не возымели ожидаемых последствий, и 2 сентября 1991 года была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика, в Баку было принято решение о начале вооруженной агрессии против молодого государства.
Мы уже писали о совещании у президента Азербайджана Аяза Муталибова 29 января 1992 года, а также о его указании: «Надо сейчас разработать генеральный план наступления на всех направлениях здесь. Для этого надо иметь боевые средства, надо иметь соответствующие физические силы, соответствующие запасы медикаментов, продовольствия, надо разворачивать всякого рода полевые госпитали». Спустя несколько дней, 2 февраля 1991 года, выполняя распоряжение А.Муталибова, крупные силы вооруженных сил Азербайджана, возглавляемые заместителем министра обороны этой республики Дадашем Рзаевым, предприняли наступление широким фронтом на районный центр Аскеран и села Фарух, Караглух, Храморт и Ханапат. Расчет генерала (поныне, кстати, периодически выступающего с воинственными заявлениями) был прост: плохо вооруженные армянские отряды самообороны не справятся с обороной всей линии наступления вооруженных сил Азербайджана с многочисленной бронетехникой. На деле все вышло совсем иначе: армянские отряды и ополченцы разгромили наступающего противника, уничтожив до сотни аскеров и несколько единиц бронетехники. Кроме того, нашим бойцам удалось захватить вражеский танк.
Причины провала этой операции было поручено расследовать подполковнику Шикару Шикарову. Приводим рапорт, составленный Шикаровым по поручению начальника штаба министерства обороны Азербайджана генерал-майора Шахина Мусаева.
Надеясь, что в Азербайджане простят нам тиражирование единственного экземпляра данного рапорта, обратим внимание на ее пятый и шестой пункты. Заметим лишь, что предыдущие пункты данного рапорта указывают на генетическую неспособность закавказских турок, исторически привыкших к набегам и быстрым отступлениям, к ведению масштабных боевых действий.
Шикаров подтверждает, что наступление вооруженных сил Азербайджана на армянские поселения «было предпринято с целью оправдания тех безобразий, которые творились в Геранбойском районе и создания ложного представления о своей деятельности». Нам мало интересны «безобразия» в Геранбойском районе – сообщим лишь, что там курдские отряды под командованием Хосрова Мустафаева по прозвищу «Мусто», не поделили деньги, награбленное и власть с командиром 157-го полка Расимом Акперовым. В результате между сторонниками Мусто и Расима Акперова произошла перестрелка, приведшая к гибели пары десятков аскеров с той и другой стороны.
Намного интереснее вторая часть пятого пункта рапорта Шикарова, справедливо утверждавшего, что наступление на армянские села Республики Арцах было предпринято с целью «создания ложного представления о своей деятельности». Данная фраза по-своему честного офицера полностью подтверждает государственный характер данной агрессии: азербайджанские генералы и офицеры подтверждали свою деятельность в выполнении распоряжение Муталибова.
Шестой пункт рапорта уже не оставляет сомнений в том, что первая масштабная агрессия против Арцаха состоялась по прямому указанию президента Азербайджана Аяза Муталибова. Шикаров указывает, что «наступление было именно на Агдамском (ныне Акна. – Л.М.-Ш.) направлении, в виду нахождения там представителей президента Азербайджанской республики».
Несмотря на то, что имевший многократное численное преимущество в людской силе и не поддающееся описанию – в вооружении, Д.Рзаев потерпел позорное поражение, ему, видимо, удалось убедить руководство Азербайджана в своей преданности. Ровно через год в Арцахе узнали, что бездарный генерал назначен министром обороны Азербайджана.
Провалившаяся военная операция под командованием Д.Рзаева стала второй, в которой принимали участие исключительно подразделения вооруженных сил Азербайджана (наемники не в счет). За несколько дней до этого, 25 января, крупный азербайджанский отряд под личным командованием министра обороны этой республики Таджеддина Мехтиева предпринял закончившуюся жесточайшим поражением атаку на село Каринтак – из примерно 200 наступавших на село аскеров было уничтожено 137.
«Дадашрзаевское» наступление на Аскеранский район следует выделять не только потому, что оно отличалось шириной линии фронта и применением большого количества боевой техники. Этот день является особенным в истории Арцахской войны в первую очередь потому, что стал началом неприкрытой военной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики. Президент Азербайджана Муталибов отбросил фиговый листочек, прикрывавший агрессию словесной шелухой, вроде «проверки паспортного режима» или «необходимость соблюдения режима Чрезвычайного положения».
В начале 1992 года Азербайджан, нарушая все нормы международного права, начал неприкрытую полномасштабную военную агрессию против самоопределившейся Республики Арцах. Заметим, начал тогда, когда Арцах находился в абсолютной блокаде, и не имел связи с внешним миром. Интересный факт, в имеющихся в нашем распоряжении азербайджанских военных и политических документах того времени Армения просто не упоминается. Это уже потом, спустя годы после поражения, «умные головы» в Баку решили обвинить Армению (а в последнее время еще и Россию) в «оккупации» территории Азербайджана. Подобная нечистоплотная политика Баку требует от армянских государств адекватного ответа, в частности, обнародования опровергающих документов, очередной из которых мы опубликуем в заключительной части данной статьи.
«ВОСКАНАПАТ»
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
На фото Дадаш Рзаев Окончание следует