Ван для армян — не просто место для отдыха
“3 апреля турки принесут Азербайджан в жертву армянам, не подозревая, что теряют клочок “исторической Армении” —
так комментируют азербайджанские СМИ решение турецких и армянских бизнес-кругов об открытии авиарейса Ереван — Ван — Ереван
“Азербайджан оказывается в ситуации жертвы, когда и враг, и друг действуют заодно”, — пишет vesti.az, отмечая, что “3 апреля может состояться первый прямой авиарейс по маршруту Ереван — Ван — Ереван. Подготовка к его организации велась несколько лет, наталкиваясь на различные препятствия как политического, так и организационного характера. Однако с апреля такие рейсы должны стать регулярными и совершаться с периодичностью два раза в неделю. Интересно, а как официальный Баку отреагирует на этот проект? Стоит ли ожидать напряженности в отношениях двух братских стран?” Ответы на эти вопросы vesti.az ищет у экспертов, причем как отечественных, так и зарубежных.
Азербайджанский политолог Ильгар Велизаде отмечает, что “определенные круги в Турции, по всей видимости, пользующиеся солидной политической поддержкой тех, кто в свое время разрабатывал пакет договоренностей, впоследствии получивших название турецко-армянские протоколы, пытаются полумерами, полушагами начать реализовывать отдельные его пункты. Причем делают они это на условиях армянской стороны без выполнения оговоренных предусловий, т.е. освобождения оккупированных азербайджанских территорий и создания совместной комиссии историков по расследованию событий в османской Турции в 1915 году. Делается это при молчаливом согласии турецкого правительства, которое на этой стадии предпочитает в процесс не вмешиваться. Ранее уже сообщалось, что национальный перевозчик Турции — компания “Турецкие авиалинии” — заключила договор о сотрудничестве с издающейся на армянском и турецком языках стамбульской еженедельной газеты “Агос”, согласно которому впредь отправляющиеся из стамбульского павильона пассажиры “Турецких авиалиний” смогут бесплатно получать еженедельник. Теперь поступила информация о том, что 3 апреля состоится первый прямой авиарейс по маршруту Ереван — Ван — Ереван. Одним из организаторов этих полетов с турецкой стороны стал менеджер Ассоциации туроператоров Турции Ченгиз Келеджи. На днях он находился в Ереване, где принял участие в 12-ой Международной кавказской выставке туризма. В беседах с местными СМИ Келеджи, в частности, отметил, что открыл для себя много новых перспективных направлений для реализации совместных проектов. Так что нет никакой гарантии, что через определенное время не последуют инициативы об открытии совместных туристических маршрутов и прочее”, — предрек политолог. И с грустью отметил, что “Азербайджан оказывается в ситуации жертвы, когда и враг, и друг действуют заодно, а груз проблем, отягощенный карабахским конфликтом, все больше довлеет над общей ситуацией. …Турция — наш союзник и стратегический партнер. Она вольна поступать как ей угодно, как угодно ее национальным интересам, но в 1993 году, когда эта страна закрыла свои границы с Арменией.., ни официальный Баку, ни азербайджанский народ не требовали от нее этого шага. Все получилось само собой и соответствовало духу нашей дружбы. Сегодня, по истечении 20 лет… турецкие политики подумывают об изменении ситуации. Мы же в результате такой политики получим не деоккупацию, а деблокаду Нагорного Карабаха”, — заключил Велизаде.
Российский политолог, доктор исторических наук, эксперт Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, президент научного общества кавказоведов Александр Крылов отметил, что это (авиаперелеты в Ван — ред.) вряд ли испортит азербайджано-турецкие отношения, если власти Азербайджана не станут по собственной инициативе драматизировать проблему. “Не тот случай и не тот масштаб. У Азербайджана есть куда более важные разногласия (цены за энерготранзит, за энергоносители и т.п.) с Турцией, однако, учитывая фактор 2015 года (100-летие геноцида армян — ред.)можно ожидать не обострения отношений Турция — Азербайджан, а наоборот — усиления координации их усилий по нейтрализации действий по международному признанию геноцида 1915 года”, — считает политолог.
Другой российский политолог — Антон Евстратов — полагает, что “с одной стороны, открытие авиасообщения между Арменией и Турцией и в частности авиарейс “Ереван — Ван — Ереван” не выглядит каким-то серьезным политическим проектом”. “Его можно охарактеризовать известным выражением: “Ничего личного — только бизнес”. Тем более что реализуется данный проект не государственными структурами Армении и Турции, а частными туристическими компаниями. Именно поэтому и отсутствие дипломатических отношений между странами — не препятствие для реализации этого, по утверждениям его идеологов, выгодного бизнес-проекта. Это никак не затрагивает интересы Азербайджана и не должно восприниматься им негативно. С другой стороны, Ван для армян — не просто место для отдыха. Это — часть исторической Армении, и перелет по указанному маршруту уже сейчас воспринимается многими гражданами этой страны как паломничество. Именно такой термин употребил, к примеру, глава Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсен Казарян. В этой связи нетрудно проследить некоторый идеологический подтекст подобных визитов для армян. Вряд ли это как-то угрожает территориальной целостности Турции, но определенный психологический микроклимат в регионе создать может. Это, не затрагивая напрямую азербайджанскую сторону, не может не вызывать ее негативную реакцию, так как Анкара — основной союзник Баку. Последние действия как официального турецкого правительства (к примеру, поздравление Абдуллой Гюлем президента Армении Сержа Саргсяна с победой на выборах), так и граждан Турции в частном порядке для Азербайджана могут быть непонятны”, — заключил он.
Уже со “своей стороны” азербайджанское агентство, резюмируя тему, предупреждает Анкару, что турецко-армянские авиарейсы “бьют” как по интересам Баку, так и по двусторонним отношениям между Турцией и Азербайджаном, которые и без того “все еще далеки от идеала”.
«Новое ВРЕМЯ»