Заглушить «голос» талыша
Третья акция за последние двадцать дней прошла перед зданием Бакинского суда по тяжким преступлениям, где проходило очередное судебное заседание по делу редактора газеты «Толыши садо» («Голос Талыша») Хилала Мамедова. Участники акции (более 30 человек) – члены Комитета защиты прав Мамедова, руководители ряда НПО и СМИ встали у здания суда, прикрепив на свою одежду фото Мамедова с надписью: «Свободу Хилалу Мамедову!» Последние также выразили свою обеспокоенность в связи с ухудшением состояния здоровья Мамедова.
Напомним, что Хилал Мамедов, который является и автором видеклипа, где запечатлено исполнение мейханы «Ты кто такой? Давай, до свидания!», был арестован 21 июня 2012г. Он обвиняется в государственной измене, разжигании национальной и расовой розни, незаконном хранении наркотиков. Если обвинения будут доказаны, Хилалу Мамедову грозит тюрьма сроком до 15 лет.
Арест – способ давления на нацменьшинства
Отметим, что сам обвиняемый утверждает, что его арест является политическим заказом. А вот международное сообщество и местные правозащитники считают его узником совести. Так, глава Института мира и демократии (Азербайджан) Лейла Юнус в интервью Turan заявила, что у ареста Хилала Мамедова предположительно есть несколько версий: «Во-первых, раздражение властей могла вызвать размещенная в YouTube мейхана, которая сопровождалась комментарием, что в отличие от Ильхама Алиева, потратившего на Eurovision миллионы, мейхана на талышском стала известна миру бесплатно. Во-вторых, Хилал Мамедов обладал авторитетом среди талышского нацменьшинства, а официальный Баку таких не жалует. После скончавшегося в заключении Новрузали Мамедова Хилал является вторым авторитетным лицом для талышей. Я настаиваю, что этот арест является конкретным давлением на нацменьшинства…»
Закрытый процесс
Азербайджанские власти проводят закрытый процесс над «вторым авторитетным лицом для талышей». Кстати, Хилал Мамедов в знак протеста против закрытого заседания, во-первых, ограничил деятельность своих адвокатов, во-вторых, на прошлом заседании явился в суд с ватными тампонами в ушах и в защитной марлевой маске и повернулся лицом к стене, отвечая молчанием на вопросы судебной коллегии. На сегодняшнем же заседании показания дал основной свидетель против Хилала Мамедова Эльман Гулиев.
Как сообщил Turan адвокат Халид Багиров, Эльман Гулиев проходил по делу (!) предыдущего главного редактора газеты «Толыши садо» Новрузали Мамедова и был осужден вместе с ним к 6 годам лишения свободы и только что вышел из заключения, полностью отбыв наказание. Еще находясь в тюрьме в июне 2012г., он дал показания против Хилала Мамедова. Примечательно, что на процессе по делу Новрузали Мамедова Гулиев утверждал, что не знает Хилала…
Добавим, что сам Хилал Мамедов охарактеризовал показания Гулиева как утверждения психически нездорового человека.
Как видим, азербайджанские власти настолько «сильны», что используют далеко «несвежего» свидетеля. Почему же «основной свидетель» шесть лет молчал в тряпочку, и вдруг вспомнил(!) Хилала, причем незадолго до своего освобождения? Что заставило его в конце срока пойти на «чистосердечное признание»? Неужто обратно в тюрьму захотелось?
Осужден за то, что талыш…
В этом контексте напомним «дело» предыдущего редактора газеты «Толыши садо» Новрузали Мамедова. Ученый Новрузали Мамедов (единственный в Азербайджане талышевед-диалектолог) был осужден к 10 годам тюремного заключения по обвинению в государственной измене. Признан правозащитными организациями политическим заключенным. Скончался в бакинской тюремной больнице после 2.5 лет с момента заключения. Новрузали Мамедов также требовал публичного процесса, однако процесс над ним был объявлен закрытым по требованию все того же вечного свидетеля Эльмана Гулиева. В ходе следствия и судебных процессов семья ученого подверглась давлению. Сыновья Мамедова – Эмиль и Кямран – несколько раз похищались за время следствия, и на них оказывалось физическое давление. Кямран скончался от инфаркта, а психически больной Эмиль покончил самоубийством.
И еще. Новрузали Мамедов, выступая с последним словом на суде, тогда заявил следующее: «Я прекрасно понимаю, что меня судят за мое этническое происхождение, за то, что я талыш». Он подчеркнул, что гордится принадлежностью к своему народу и потребовал у прокурора пожизненного заключения, заявив, что 12 лет ( прокурор требовал 12 лет тюрьмы – прим.автора) «недостаточны для такого «преступления» .
А вот сколько лет тюрьмы потребует теперь прокурор для Хилала Мамедова за то, что он талыш, покажет время…
Ежедневная электронная газета «Национальная Идея»