Компромиссы и террор Сержа Саргсяна
Судя по всему, власть несколько оправилась от первой волны поствыборных митингов, особенно, в регионах, и стала предпринимать контрмеры. Уже вчера в Горисе людям не позволили собраться для встречи с Раффи Ованнисяном, а в университетах против бастующих студентов впервые были выпущены реакционные, провластные студенты.
Паника власти перешла в реакцию, и оппозиционному движению стоит ожидать ужесточения риторики республиканцев. Серж Саргсян в сложившейся ситуации имел два выхода – компромисс и конфронтация. Сейчас апробируется и тот, и другой путь.
В качестве «уступки» Раффи Ованнисяну, устами Овика Абрамяна, предложили места в правительстве, а на Совете безопасности Серж Саргсян поручил наказать виновных в нарушениях и усовершенствовать избирательное законодательство. Пока Раффи Ованнисян не принимает эти «уступки». И параллельно осуществляется второй вариант – давление на протестный электорат, запугивание и прочее.
Каким будет ответ оппозиционного движения и Раффи Ованнисяна? В зависимости от этого власть будет склоняться либо к компромиссам, либо к реакции. Об этом можно будет узнать сегодня или завтра во время митинга. До сих пор оппозиционное движение, фактически, не требовало отставки Сержа Саргсяна, и именно осознание этого ключевого момента придает власти силы.
Оппозиционное движение требует наказания виновных в избирательных нарушениях, требует роспуска парламента, требует допуска граждан к принятию решений, но все эти требования пока не сформулированы должным образом. И эта аморфность позволяет власти «заболтать» поднявшуюся волну – незначительными уступками и террором.
Примечательно, что в Армении, судя по всему, формируется сразу два протестных движения. Они не противоречат друг другу, зачастую совмещаются, но развиваются параллельно. Это политическое движение за Раффи Ованнисяна, который воспринимается как символ борьбы с избирательными фальсификациями и политической системой. И более широкое, гражданское протестное движение, которое уже охватило регионы, студенчество и гражданских активистов.
При объединении этих движений в Армении может возникнуть действительно могучая сила. Но каждое из них должно развиваться в своей логике. Политическое движение Раффи Ованнисяна должно сформулировать политические задачи – оспорить итоги выборов в суде, требовать роспуска парламента, отказываться от так называемых «разумных» компромиссов и требовать наказания правящей РПА, в пользу которой были сделаны нарушения.
А протестное гражданское движение должно найти пути самоорганизации. Есть информация, что создаются комитеты, которые должны проводить организационную работу. И первый такой гражданский комитет должен быть создан студенчеством, которое поднялось на борьбу с беззаконием, но пока не сформулировало четких требований.
Кооперация двух этих мощных движений – политического и гражданского – может возыметь колоссальный успех. Но только в случае, если будут сформулированы четкие требования. Власть уже поняла, что среди требований нет самого страшного для нее – отставки Сержа Саргсяна. Остальное она как-то переварит.
ЛРАГИР