ПОЧЕМУ В АНКАРЕ?
JanARMENIAN.RU – В столице Турции 23 сентября состоялась акция в поддержку будапештского убийцы Рамиля Сафарова, отбывающего, как известно, пожизненный срок в венгерской колонии строгого режима. Как сообщает сайт apa.az, в акции, организованной ASIMDER и проведенной перед Посольством Венгрии в Анкаре, приняли участие граждане Азербайджана и азербайджанцы из Ирана. В своем заявлении участники мероприятия отметили, что «венгерский суд не учел смягчающие мотивы при вынесении приговора против Рамиля Сафарова, и потребовали заново рассмотреть дело. И подчеркнули «важность того, чтобы Сафаров отбыл оставшийся срок в Азербайджане».
Отметим прежде всего ряд странностей в приведенном сообщении. ASIMDER – это карикатурное турецкое «Объединение борьбы против необоснованных армянских претензий», известное своими ультранационалистическими взглядами. Почему в акции действующей в Игдире организации приняли участие не сами турки, а «граждане Азербайджана и азербайджанцы из Ирана» – остается лишь гадать. Точно так же не совсем, на первый взгляд, понятно, почему акция с участием граждан Азербайджана состоялась перед Посольством Венгрии не в Баку, а в Анкаре. Почему-то указанные граждане вспомнили о «несправедливом» решении суда и потребовали пересмотреть дело спустя более 5 лет после вынесения приговора. Впрочем, последнее «требование» участников ставит точки над i: поклонникам убийцы на самом деле важен не пересмотр дела (Апелляционный суд оставил в силе приговор Будапештского городского суда), а экстрадиция преступника, в которой Венгрия последовательно и твердо отказывает.
Напомним, что недавно в связи с днем рождения «будапештского маньяка» по Азербайджану прокатилась волна настоящей вакханалии, целью которой был «апдейтинг» героизации Сафарова, причем на сей раз – на официальном, государственном уровне. Безусловно, убийца с топором в руке как нельзя лучше символизирует воинствующую армянофобию Азербайджана – причем с годами образ трусливого убийцы все более и более соответствует облику этой страны. Однако прямая связь Сафарова с Турцией все эти годы если и указывалась в контексте его биографии, то слабо акцентировалась. Акция в Анкаре не только подчеркивает и усиливает турецкий компонент поступка Сафарова, но и, с учетом примечательных совпадений с рядом политических событий, во многом объясняет указанные выше «странности».
Рамиля Сафарова не случайно называли в период судебного процесса «турецким выкормышем». В период 1992-2000гг., то есть целых 8 лет, он обучался военному делу в Турции, а практику проходил на территории оккупированного Турцией Северного Кипра. Сам убийца после совершения преступления охотно откровенничал на тему «янычарского» периода своей биографии, отмечая, что «убивать людей разными инструментами» его научили именно в Турции. Таким образом, не вызывает сомнений тот факт, что в Сафарове чудовищным образом переплелись насаждаемая в Азербайджане агрессивная армянофобия и навыки изощренного убийства невинных людей, опробованные и усовершенствованные Османской Турцией в ходе Геноцида армян, а впоследствии привитые «младшему брату». К чему привела эта мутация в случае Сафарова – хорошо известно. То, что произошло и происходит в Азербайджане после зверского убийства Гургена Маргаряна и вынесения приговора преступнику, – проявления этой мутации на массовом уровне. Êак видим, не только в Азербайджане.
Вместе с тем в анкарской акции можно усмотреть и более широкий политический аспект. Именно в эти дни в ООН происходят события, непосредственным образом касающиеся карабахского урегулирования. В условиях явной стагнации мирного процесса Турция в очередной раз вознамерилась активизироваться и заявила об этом с трибуны Генассамблеи ООН, причем устами сразу двух своих представителей – премьера Эрдогана и министра ИД Давутоглу. Первый призвал «положить конец оккупации Арменией азербайджанских земель», заявив, что, мол, «недопустимо сохранять нынешний статус-кво в нагорно-карабахском вопросе». При этом турок лицемерно отметил необходимость «приложить усилия для того, чтобы положить конец этой несправедливости». Министр ИД Турции высказался более открыто, заявив, что «Турция готова активизировать свои усилия в решении нагорно-карабахского конфликта «для обеспечения стабильности в регионе», если на то будет соответствующее желание Азербайджана». «Желания» остальных участников процесса Анкару, по всей вероятности, не интересуют.
Армянская сторона уже отреагировала на очередные «критические дни» Турции, которая не оставляет и — можно не сомневаться — впредь не оставит назойливых попыток втиснуться в карабахский процесс. Столь же несомненно, что это обстоятельство следует рассматривать в контексте не столько «восстановления справедливости» в отношении Азербайджана, сколько турецких интересов в целом, в частности, небывалой активизации Анкары в регионе Большого Ближнего Востока и ее претензий на роль глобального геополитического игрока. Парадокс, но чем больше неудач терпит Турция в отношениях с соседями, тем выше ее амбиции и наглее лидеры. В этот контекст укладывается и возвращение армяно-турецких протоколов в парламент, хотя вряд ли чисто механический пока шаг способен убедить кого-либо – даже чересчур оптимистичных посредников – в искренности намерений Анкары. Вполне возможно, что это сделано также и с целью шантажировать армянскую сторону именно в карабахском вопросе.
С учетом всего этого акция в Анкаре в защиту бакинского подонка с турецким наполнителем – этакий «два в одном» — скорее всего, не случайна и несет в себе зловещий смысл. В Баку и Анкаре прекрасно понимают, что рассчитывать на экстрадицию Сафарова не приходится. Но напомнить о совершенном им злодеянии и подчеркнуть общность целей и методов – согласитесь, вполне в духе турецкой политики геноцида. Хорошо, если этот человеконенавистнический мессидж примут к сведению не только в Армении и Арцахе (что несомненно), но и в мире, решать проблемы которого Турция очевидно рвется именно таким образом и с помощью таких своих выкормышей.
Марина ГРИГОРЯН
golosarmenii.am