Дезертирство из политики продолжается: чем это чревато?
Вчера об отказе от президентских амбиций заявил лидер партии «Республика» Арам Саркисян, хотя и в тексте резолюции съезда была понаписано много пафосных вещей о будущем партии и страны. 10 дней назад от борьбы за первый пост государства отказался лидер ППА Гагик Царукян, тем самым отправив на свалку весь потенциал своей партии, созданный громадными финансовыми и человеческими усилиями. Сегодня на съезде родной партии (АОД) первый президент РА Левон Тер-Петросян сказал, что доложит общественности о своем решении относительно участия (неучастия) на президентских выборах через пару дней. Фактически Тер-Петросян воздерживается от участия на выборах, но хочет сообщить об этом с некими оправдательными приправами, приятными для общественного мнения.
Сегодня имели место и другие события. Так, съезд ПСЗ объявил о поддержке кандидатуры Сержа Саргсяна на выборах, а «гражданская сходка» партии «Наследие» известило нас о том, что Раффи Ованисян непременно примет участие на выборах и, более того, создаст другую Армению.
Фактически, по состоянию на сегодняшний день мы можем констатировать, что второго номера на президентских выборах не будет, то есть будут второстепенные-третьестепенные кандидаты. Чем это грозит – интересная тема для анализа. Но сегодня можно констатировать еще одную реалию, беспрецедентную в мировой политике, а именно: тотальное бегство из политики всех основных политических сил накануне главного события во внутриполитической действительности страны.
Беспрецедентность и ненормальность этого явления не подлежит доказательствам, ибо во всем мире главные, второстепенные и прочие участники политического процесса нетерпеливо ждут главных выборов с тем, чтобы заявить о свох амбициях, программах и дать бой за власть (или за ее сохранение). У нас же основные фавориты с нетерпением ждут кануна выборов, чтобы заявить о выходе из игры и спрятаться дома за юбками жен, а это аналогично нонсенсу, чего не может быть где бы то ни было в мире. Например, можно ли представить себе, что на недавних американских выборах республиканцы вдруг воздержались бы от участия? Скорее земля перевернется, чем одна из двух основных политических сил США откажется от участия на выборах. Так почему же у нас происходят столь неестественные явления, не поддающиеся ни толкованию, ни здравому смыслу?
Ответ, на мой взгляд, кроется в том, что в Армении уже давно вымерла политическая идеология, а вслед за ней и политика, ибо политики без идеи и идеологии не бывает, и в Армении усилиями второго президента Кочаряна политическая действительность уже давно напоминает оптовый рынок в Садахло, где успешен тот, кто заходит туда большими деньгами и серьезной «крышей». Следовательно, потенциальные противники президента Саргсяна на предстоящих выборах либо безыдейные популистические деятели (годами напролет и без устали говорящие о коррупции, антигосударственности властей и т.д. и т.п.), либо коммерсанты. И надо сказать, что ни те, ни другие не могут составить конкуренцию действующему главе государства, о чем и они сами прекрасно догадываются, потому и днем раньше уходят со сцены.
Ну что бы сказал на этот раз Левон Тер-Петросян? Лет пять тому назад ему большую услугу оказали ностальгия по прошлым временам и антикарабахские настроения в обществе (разогретые в основном им же самим), а также личная харизма, прочие личные достоинства – интеллект, эрудиция и т.п., не говоря уже о дезертирах из лагеря власти. Сегодня все это добро пятилетней давности уже покрыто пылью, и об этом лучше всех знает экс-президент Тер-Петросян, потому и стремится забежать в тень и избежать страшного позора. Кроме того, главного орудия у Тер-Петросяна для борьбы с Саргсяном – идеи и идеологии – нет. Лепет о либеральных или европейских ценностях и коррумпированности власти уже наводит смех даже на доярок и чабанов Армении, не говоря уже более политически ангажированном сегменте населения. А о самом главном – пересмотре общественного сознания – Тер-Петросян не говорит в силу известных причин и, надо полагать, сожалеет об этом, ибо связаны у него руки и ноги. (Общественное сознание – духовная сторона исторического процесса, если оно извращено, то у народа не может быть будущего, а для спасения общественного сознания в Армении ни у кого нет воли и политического мужества. Например, пересмотр общественного сознания означает официальную констатацию в действительности того, что в нем имеется в латентном виде; к примеру, спарапета Вазгена Саркисяна и его «дело» надо зафиксировать таким образом, какими они были на самом деле и, следовательно, сделать ряд фундаментальных выводов на будущее, отбросив в сторону политкорректность, которая на самом деле у нас есть ханжество, безволие и прочие иррациональные феномены).
Гагик Царукян тоже вышел из борьбы, так как подошел к данному вопросу рационально и прагматично. Ибо что бы он противопоставил действующему главе государства? Популистическую риторику, от которой тошнит даже, как было сказано выше, чабанов и доярок? Деньги? Административные и прочие ресурсы? Даже смешно. А, может, надеялся на бархатный переворот посредством перехода бюрократии и силовиков на его сторону? Менее смешно и более реально, но, как видим, и от этого варианта отказался Гагик Царукян.
Скоро определится полный состав участников президентской гонки, в котором не будет второго номера. Кто-то поддержит Багратяна или кого-то из этой компании, кто-то – Ованисяна, но это не сыграет роли, главная особенность этих выборов – отсутствие второго номера. И это обстоятельство окажет президенту Саргсяну медвежью услугу, ибо он без труда выиграет выборы, но затем останется в вакууме, который непременно будет занят неведомыми для него и всех остальных и невидимыми на сегодня силами. И в этих условиях ему придется еще пять лет порулить государством, одновременно заботясь о передаче власти в надежные руки и пожизненном сохранении присутствия в политической действительности страны.
Ну а для Армении необходима реанимация (точнее – зарождение) политической идеи, а затем и политики. Ибо Армения – суверенное государство, которое не может долгое время находиться в статусе коммерческого клуба и управляться в соответствующем духе.
Постскриптум
Стоило ли Гагику Царукяну и многим другим так глубоко заходить в политику, а затем заблудиться в ней и уйти не попрощавшись? Ведь неучастие на главных выборах самостоятельно или в альянсе с другими силами означает только напрасный вход в политику. Даже Артур Багдасарян участвует в президентской гонке, встав рядом с Сержем Саргсяном… Следовательно, сегодня осмысленно и оправдано нахождение в политике даже такого бессмысленного существа, как Артур Багдасарян. А что же делали и о чем же думали месяцами и годами Тер-Петросян, Царукян и многие другие, заметно превосходящие по всем своим качествам Багдасаряна?
Ежедневная электронная газета «Национальная Идея»