Азербайджан ни при чем
По сообщению мировых агентств, уже в самом скором времени Палестина (как государство-наблюдатель, не являющееся членом ООН) получит еще один официальный статус — «независимое государство, оккупированное другой страной». В номере «ГА» от 6 декабря мы коснулись данной темы, отметив при этом, что Азербайджан как государство, не перестающее трубить на весь мир об «оккупации 20% своих земель», едва ли удержится от соблазна использовать эту новую (пусть даже детально еще не прописанную) формулировку в собственных целях.
Армянский вектор азербайджанской политики настолько предсказуем, что здесь трудно ошибаться в прогнозах. Практически сразу после голосования 29 ноября Баку заявил, что очень надеется на ежегодном совещании министров ОБСЕ в Дублине добиться прогресса в решении ряда вопросов, связанных с фактом «оккупации собственной территории».
В данном материале мы не будем затрагивать тему тотальной азербайджанизации всего спектра историко-культурного наследия земель Южного и Восточного Закавказья, а попытаемся понять, какие именно шаги может предпринять официальный Баку для продвижения в новых условиях своей версии о состоянии региональных дел.
ГЛАВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕДОМСТВА ЭЛЬМАР МАМЕДЪЯРОВ опубликовал в The Wall Street Journal статью, главные акценты которой, естественно, основывались на последних развитиях вокруг Палестины: «Армянские силы оккупировали Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов Азербайджана с 1993 года, со времени соглашения о прекращении огня, которое было заключено под эгидой ОБСЕ. Оккупировали места проживания около одного миллиона граждан Азербайджана, изгнанных с родных земель».
Развивая актуальную тему, он далее подчеркивает: «Одно должно быть ясно: мы не примем территориального разделения Азербайджана. Наша территориальная целостность должна уважаться, так как это международное право. В 1993 году Совет Безопасности ООН одобрил четыре резолюции, призывающие к немедленному, полному и безоговорочному выводу армянских войск с нашей территории. Вывод армянских войск должен быть всеобъемлющим, и это должно произойти уже сейчас».
Материал вполне гармонично укладывается в контекст азербайджанского понимания современных тенденций по части появления на карте мира принципиально нового типа государств, «находящихся под оккупацией». Именно к такому типу государств и намерен причислить себя Азербайджан. Как это обычно бывает в подобных случаях, особое внимание уделяется гуманитарному аспекту.
Министр пишет: «Азербайджан хочет мира, чтобы продолжать развивать нашу экономику, развивать наши энергетические ресурсы и отношения с Европой. Однако наш сосед — Армения — не заинтересован в мире с Азербайджаном. Каспийский регион страдает от напряженности, которая может быстро перерасти от политических проблем между соседями к открытому конфликту. Мир на Кавказе открыл бы новые возможности для сотрудничества и региональной интеграции. Все мы могли бы развиваться более быстрыми темпами, чтобы догнать остальную Европу. Дублин является нашей возможностью. Я призываю наших армянских коллег воспользоваться ею вместе с нами».
Более того, в аспекте последних развитий отмечается, что «Азербайджан является ярым сторонником немедленного урегулирования конфликта и имеет реальный план экономического развития для Нагорного Карабаха, в том числе план серьезных инвестиций».
ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО, БАКУ ПОДГОТОВИТ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ГЕНАССАМБЛЕЮ ООН с просьбой провести голосование по вопросу признания Азербайджана «государством, находящимся под оккупацией». Естественно, до того он заручится поддержкой идеологически близких субъектов международного права (многих мусульманских и ряда тюркских стран), подкупив также некоторые нейтральные голоса. При таком предварительном раскладе Баку и рассчитывает на успех.
Сомнений в том, что азербайджанские власти очень серьезно обдумывают подобную перспективу, не может быть в принципе хотя бы по причине их падкости на куда менее значимые рычаги международного давления на Армению. Очевидно, что нежданно-негаданно сошедшее с кухни мировой политики вкусное дипломатическое лакомство не может пройти мимо внимания азербайджанских гурманов от политики и пропаганды. Кстати, материал Мамедъярова и является одним из симптомов возбудившегося заново аппетита.
Вместе с тем отметим, что сегодня не существует каких-либо универсальных методов для разрешения тех или иных политических и дипломатических задач. Каждая проблема имеет свою особенность. Например, придание Палестине официального статуса «государства-наблюдателя» с перспективой скорого признания членом ООН (об этом писалось в прошлом материале) не может не поддерживаться армянской стороной, так как появление на политической карте мира любого нового полноправного члена международной политики увязывается со стремлением народа НКР к общепризнанной независимости. А тем более если речь идет уже о двадцать втором по счету арабском государстве – полноправном члене международного сообщества.
Соответственно и позиция Вашингтона «против», основанная, как об этом заявлялось, «на необходимости решать подобные вопросы посредством переговоров между сторонами, а не путем голосования в ООН», не совсем отвечает армянским интересам. Однако если допустить, что Азербайджану все же удалось собрать коалицию, заручиться поддержкой необходимого количества голосов и протолкнуть свое обращение на голосование, то та же позиция Вашингтона будет выглядеть – в аспекте армянских интересов – уже несколько иначе. Это к тому, что универсальных способов и технологий для разрешения этнотерриториальных споров действительно не существует.
И НАКОНЕЦ: CКОРЕЕ ВСЕГО, ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ГОСУДАРСТВО, НАХОДЯЩЕЕСЯ ПОД ОККУПАЦИЕЙ», будет относиться только к Палестине, так как данное решение было принято исключительно на базе той богатой специальной правовой документации, которая стала складываться и приниматься мировым сообществом с конца Второй мировой войны (еще в ноябре 1947г. была принята резолюция 181 Генеральной Ассамблеи ООН о разделе британской мандатной территории Палестина и создания на ее территории двух независимых государств – еврейского и арабского). Последнее решение Генассамблеи ООН основывается на факте нарушения Израилем (в 1967г.) оговоренных границ, и именно по этой причине оно призвано наделить Палестину статусом «государства, находящегося под оккупацией». Ничего подобного в отношении Азербайджана мировая практика не знает, да и знать не может. Эта бывшая советская республика провозгласила свою независимость в период распада СССР — в условиях, когда сама оккупировала территорию Нагорно-Карабахской Республики.
Арис КАЗИНЯН
Голос АРМЕНИИ