СКЛЕПтомания
Одна из серьезнейших проблем азербайджанского общества – поиски «приемлемого» этногенеза. Занимаются они этой проблемой давно, с самого зарождения (вернее, порождения Турцией) государства с украденным у Ирана названием «Азербайджанская республика». Как писал Томас де Ваал: «самой насущной проблемой Азербайджана в двадцатом веке было создание «нации». Однако эта «насущная проблема» из ХХ века плавно перешла в век нынешний.
Без малого столетние усилия по «сотворению азербайджанской нации» оказались совершенно непродуктивными, что явно вдохновляет молодое поколение историков из соседней республики на новые изыскания и научные «подвиги». Но творческий полет и интеллектуальные метания азербайджанских Шлиманов ограничены строгими президентскими установками: а) доказать автохтонность закавказских турок на территории Азербайджанской республики, на севере Ирана и на всей территории Республики Армения (соответственно именуемыми в Баку Южным и Западным Азербайджаном), а также на юге Дагестана и в Грузии; б) убедить мир в том, что албанские народности изначально были тюркоязычными; в) коренные в Забайкалье тюрки, вследствие природных катаклизмов перекочевавшие в ХI и последующих веках вслед за оголодавшими овцами в Закавказье, прибыли к своим ближайшим родичам – коренным тюркам Закавказья.
Задача, как видите, не из простых: легче, кажется, скрестить пастушью овчарку со скрипящей арбой, но бурлящий у азербайджанских историков благородный верноподданический энтузиазм способен подвигнуть их и не на такие подвиги.
В начале этой титанической деятельности была проведена инвентаризация всех наличествующих на территории Азербайджанской республики храмов, кладбищ, археологических артефактов и т.д. Вслед за этой трудоемкой работой были приняты решения об участи переписанных исторических реликвий: что-то необходимо было уничтожить, что-то просто провозгласить памятником албанского народа, что, согласно азербайджанским ученым означает «азербайджанского», что-то «отреставрировать» на тюркский лад, а что-то переместить в «правильное» место.
Титаническая эта работа началась в начале семидесятых прошлого века с варварских разрушений и «открытий» в области реставрации. Многие армянские храмы и церкви были безжалостно разрушены и снесены, другие, как например, церковь святого Саркиса в Гандзаке, «отреставрированы» так, что приняли вид тюркского глиняного молельного помещения. Подобным образом «реставрировались» даже те армянские дома, что в силу возраста и выраженной национальной архитектуры представляли собой историческую ценность. Вслед за этим начались разрушения древних кладбищ, которых на территории Утика и Арцаха, равно как в Нухи-Арешской зоне и Ширване было великое множество. Особое «внимание» уделялось хачкарам, которые азербайджанские вандалы от науки вначале стали называть «хачдашами», а затем и вовсе «переименовали» в «башдаши». Тюркизация названия произведений малой армянской архитектуры, однако, не помешала азербайджанским «историкам» безжалостно их разрушить.
«Работа» по уничтожению культурного наследия коренных народов Азербайджана приняла особый размах после провозглашения этой республикой государственной независимости. Первые же годы «суверенности» ознаменовались массовым разрушением памятников нетюркской архитектуры. И если раньше «обструкции» по-азербайджански подвергались в основном армянские объекты культуры, то теперь от рук азербайджанских «чистильщиков» от науки в равной мере страдают все коренные народы республики. Там же, где разрушения способны вызвать массовые протесты и выступления населения, прибегают к прямым подлогам. К примеру, в 2007 году в лезгинонаселенном регионе Азербайджана археологами был найден камень возрастом в 25 миллионов лет, на котором шарлатаны от науки обнаружили «петроглиф, высеченную печать тюркского вождя». Это факт призван был доказать сразу две «истины»: тюрки-«азербайджанцы» жили в ныне лезгинском районе еще 25 миллионов лет назад; уже в те далекие времена азербайджанцы обладали высокой цивилизацией и даже развитой письменностью! Однако даже в Азербайджане, видимо, существует предел беспределу от науки (хотя, думается, азербайджанские ученые просто не вынесли многочисленных насмешек), и историю с «печатью» благополучно предали забвению. В качестве компенсации заменили табличку на возведенной в ХII мечети, и теперь «Лезги мски» стала «Мечетью Ашурбейли».
Тем не менее, «кладбищенские страсти» в Азербайджане продолжаются. Только за последние годы в этой республике были уничтожены христианское кладбище в Баку, тысячи уникальных хачкаров в Нахиджеване, казачье кладбище на острове Сары. Однако если христианские кладбища просто уничтожаются, то с надгробными камнями исповедующих ислам народов Азербайджана бакинские фальсификаторы решили поступить иначе.
В последнее время тревожные сигналы поступают из «Южного региона Азербайджана», то есть исторического Талыша. Коренные жители этого региона сообщают о том, что азербайджанские «историки»… воруют сохранившиеся в регионе древнейшие надгробные каменные скульптуры в виде быков. Такие памятники талыши с незапамятных времен ставили на могилы павших в боях воинов. Больше всего подобных памятников сохранилось в Лерикском (Ликском) районе, где и орудует бригада «ученых» во главе с директором института истории НАН Азербайджана, депутатом Милли меджлиса Якубом Махмудовым. После каждого их нашествия из этого талышского района исчезает немалое количество каменных быков, которые затем «воскресают» в Нахиджеване, «униженные» до статуса барана. Таким нехитрым, но грязным способом азербайджанские историки решают две задачи: «доказывают» автохтонность тюрок в древнем армянском Нахиджеване и лишают талышей свидетельств автохтонности у себя на родине.
Как долго будет продолжаться это историко-политическое шарлатанство, зависит от гражданской позиции как талышских, так и армянских ученых.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Voskanapat.info
29 ноября 2008 г.
На фотографии: церковь Сурб Саркис в Гандзаке. Под предлогом реставрации арочные проемы абсид изуродованы в стрельчатые, стены выложены кирпичами, придав церкви мусульманский вид. На фото, сделанном Самвелом Карапетяном в 1983 году, «реставрация» еще не закончена, и часть церкви сохраняет первоначальный вид, соответствующий армянской храмовой архитектуре.