Единственная из десяти
Общество обречено начать обсуждение вопроса признания НКР Арменией
Теоретическая готовность Уругвая признать независимость НКР просматривается сразу в двух ракурсах. Первый – сугубо информационный.
В СЕНТЯБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА министр иностранных дел этой латиноамериканской республики Луис Альмагро выступил с заявлением относительно возможного признания независимости НКР со стороны Монтевидео. Заявление свое он озвучил в парламенте страны в рамках проходящей там конференции, посвященной армяно-уругвайским отношениям. «Нагорный Карабах исторически является частью Армении, и мы в настоящее время изучаем вопрос согласования и признания НКР на государственном уровне. Уверен, что Нагорный Карабах должен быть независимым и со временем воссоединиться с Арменией. Это единственный способ решения проблемы», — заявил 9 сентября прошлого года глава внешнеполитического ведомства Уругвая.
Это известие, конечно же, не прибавило извилин в мозгах наших соседей, и те в дружном, как всегда, порыве стали заполнять свои информационные ресурсы опусами о том, что это, мол, очередная армянская деза и ничего подобного просто быть не может. Так, агентство 1news.az писало: «Несколько часов назад армянские СМИ с радостью раструбили новость о т.н. намерении Уругвая признать независимость сепаратистского режима Нагорного Карабаха. Данная информация является не чем иным, как очередным искажением слов официального лица в лучших традициях армянских СМИ. Таким образом, налицо очередная попытка армянских журналистов выдать желаемое за действительное».
Для большей убедительности (согласимся, что потребность в этом ощущалась явно) бакинские репортеры связались с неким представителем своего дипломатического корпуса в Аргентине, который оказался анонимом и в статусе инкогнито заявил с атлантического берега о том, что «заместитель министра иностранных дел Уругвая Каррерас подтвердил, что Уругвай поддерживает территориальную целостность Азербайджана». Аноним также сообщил, что «информацию распространили армянские информационные сайты, которые всегда стараются выдавать желаемое за действительное».
Затем энтузиасты принялись стучаться в двери американского посольства в Баку с целью получить не анонимный и однозначный ответ от высшей мировой инстанции. Несложно догадаться, что ответ должен был строгим голосом сообщить, что никто не вправе вмешиваться в переговорный процесс, кроме сопредседателей Минской группы, и что любое подобное вмешательство наносит непоправимый вред всему региону. Но и здесь бедолагам профессионально не повезло. Пресс-секретарь Посольства США в Азербайджане Кит Бин заявил, что такого рода заявления являются вопросом двусторонних отношений Азербайджана и Уругвая, а «США не комментируют двусторонние отношения других стран».
ОДНИМ СЛОВОМ, ТАКАЯ ВОТ СИТУАЦИЯ СЛОЖИЛАСЬ К НАЧАЛУ ТЕКУЩЕГО ГОДА: наши соседи дружно заморозили тему, придя к заключению, что это все равно придумали армяне. И вот на днях уругвайская делегация во главе с председателем палаты представителей Хорхе Орико посетила уже Степанакерт, встретилась с высшим руководством НКР, а член делегации Рубен Мартинес Уэльмо, который вместе с главой внешнеполитического ведомства Уругвая участвовал в прошлогодней конференции в Монтевидео, заявил: «Посещение Арцаха – вовсе не шаг особенной смелости. Мы дружественны армянскому народу, и это просто шаг навстречу, сделанный нами».
На вопрос о том, может ли Уругвай первым из государств признать независимость НКР, как уже однажды первым признал и осудил Геноцид армян в Османской империи, Уэльмо ответил: «Могу сказать искренне: теоретически – да. Но это политический процесс, он должен продвигаться постепенно. Мы должны собрать и представить аргументы политическим силам».
После арцахских встреч и выступлений соседям нашим уже ничего не оставалось, как раскрыть глазки и увидеть наконец грустные для себя реалии. Ну и, конечно, выступить с несуразными заявлениями, как, например, 14 ноября это сделал уже не анонимный, а вполне официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев: «Некоторые зарубежные депутаты превратились в своего рода орудие армянской стороны и тем самым наносят ущерб мирному процессу. В Уругвае должны понять, что такие шаги опасны для хрупкого мирного процесса. Все должны понимать, что Азербайджан рано или поздно восстановит свою территориальную целостность. Уругвайские депутаты незаконно посетили оккупированные территории».
А вот бойкую активистку азербайджанского парламента Ганиру Алескер кызы Пашаеву осенила гениальная, а главное — оригинальная мысль о том, что законодательная власть республики должна выразить протест в связи с высказываниями члена парламента Уругвая и его незаконным посещением «оккупированных территорий Азербайджана». «Действия уругвайского депутата — это проявление неуважения к азербайджанскому народу. Они противоречат международным нормам и негативно влияют на процесс урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта», — решительно изрекла Пашаева.
На следующий день стало известно, что Посольству Азербайджана в Аргентине, аккредитованному также в Уругвае, поручено передать ноту протеста МИД Уругвая. Это что касается сугубо информационного ракурса вопроса.
ВТОРОЙ РАКУРС – МЕНЕЕ ВЕСЕЛЫЙ. ВОПРОС В ТОМ, ЧТО НИ ОДНО ГОСУДАРСТВО – полноправный член международного сообщества не признает независимость НКР раньше, чем это сделает Республика Армения. Конечно, на карте США есть штат Род-Айленд, палата представителей которого высказалась за суверенитет Арцаха, конечно, в Австралии есть штат Новый Уэльс, законодатели которого признали независимость НКР, но все это, как и озвученные уругвайскими политиками заявления, следует воспринимать в качестве своеобразного мессиджа армянским властям, индикатора готовности нормальных людей принимать справедливые решения.
В данном аспекте совсем не случайными являются процитированные выше слова Рубена Мартинеса Уэльмо о том, что в принципе Монтевидео может признать независимость НКР и даже может это сделать первым среди государств, но речь все-таки идет о сложном политическом процессе, предполагающим, помимо прочего, аргументацию проармянской позиции перед собственно уругвайскими политическими силами. Стоит ли сомневаться в том, что первый вопрос оппонентов будет касаться причин непризнания (по состоянию на сегодняшний день) независимости НКР со стороны официального Еревана?
Почему до сих пор Республика Армения воздерживается от этого шага? Опасается ли жесткой позиции международного сообщества в связи с односторонним решением, устраивает ли армянское руководство нынешний переговорный процесс, боится ли Ереван, что Азербайджан может воспользоваться фактом признания как благовидным предлогом для развязывания войны?.. Этот действительно сложный вопрос вмещает в себе много разных постановок. Однако армянское общество просто обречено приступить к обсуждению проблемы, а кандидаты на президентский пост должны уже вносить этот пункт в свою предвыборную программу. Только в этом случае долгий и тяжелый процесс признания может наконец-таки стартовать реально.
В «СПИСКЕ ДЕСЯТИ» НКР – ЕДИНСТВЕННОЕ, НИКЕМ ЕЩЕ НЕ ПРИЗНАННОЕ ГОСУДАРСТВО.
1. АБХАЗИЯ признана шестью государствами — членами ООН (РФ, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату, Тувалу).
2. ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ признана пятью государствами — членами ООН (РФ, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу).
3. ПРИДНЕСТРОВСКАЯ МОЛДАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА признана Абхазией и Южной Осетией, которые в свою очередь признаны со стороны вышеперечисленных государств – членов ООН.
4. РЕСПУБЛИКА КОСОВО признана 94 государствами (Франция, Великобритания, США, Германия, Афганистан, Тайвань и т. д.)
5. КИТАЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА (не путать с КНР) признана 23 государствами (Белиз, Сальвадор, Гватемала, Никарагуа, Парагвай, Гондурас, Доминиканская Республика, Панама, Свазиленд и т.д.)
6. ГОСУДАРСТВО ПАЛЕСТИНА признано около 130 государствами.
7. САХАРСКАЯ АРАБСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА признана 52 государствами.
8. АЗАНИЯ (провозгласила суверенитет в прошлом году) признана Кенией.
9. ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНОГО КИПРА признана Турцией и Абхазией.
10. НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА — ?
Арис КАЗИНЯН
Голос АРМЕНИИ