«Провинциалы» города каст
Борьба за власть в Армении давно уже вращается вокруг трех президентов, двое из которых приехали в Армению из Карабаха, а один считает себя коренным ереванцев, хоть и рос в семье сирийских армян. Звучат даже мнения, что все встанет на свое место, когда президентом станет настоящий «ереванец». Но пока никто не ответил на вопрос, почему ереванцы за столько лет не смогли избрать «своего» президента».
Наблюдающему со стороны человеку сложно не увидеть, насколько жестко разделен Ереван на касты. Каста – это ограниченная группа людей со своей культурой, предрассудками и, главное, границами. В касты с трудом впускают новых людей, с таким же трудом выпускают, защищают своих до последнего, а чужих жестоко игнорируют или даже уничтожают. Но ключевым в касте являются границы – границы прав, ответственности, член касты не может считать себя ответственным за судьбу всей страны, он говорит только от имени своей касты и ее интересов. Более того, если национальный интерес будет признан кастой как «провинциальны», «отсталый», каста не поддержит этот интерес.
В Ереване можно четко выделить несколько каст. Это и «крутые» ребята воровского типа с «еррорд масс», которые считают себя высшей кастой, потому что прибрали к рукам национальные ресурсы, одели галстуки от «зилли» и, несмотря на нехватку образования, сидят в парламенте. Эта каста значительно расширила свои изначальные рамки, но, все же, не считает себя хозяином страны и не выдвигает своего президента.
Есть каста интеллектуалов, которые морщатся при виде «провинциалов», слушают хорошую музыку, очень остроумно и точно высмеивают реалии, зачастую выбрасывая с водой и ребенка, потому что не пристало поддержать идею, рожденную не в касте. Имеющие колоссальный интеллектуальный и нравственный потенциал люди ограничивают себя рамками своей касты и, тем самым, отказываются от права на политику в своей стране. Многие даже брезгуют политики и соглашаются разве что на гражданские акции, тем самым отдавая прерогативу принятия решений другим.
Есть еще в Ереване каста мещан, которые не покупают одежду в магазинах, где бывают скидки, каста придворных деятелей искусств, которые по очереди ходят друг к другу в гости на телеканалы и показывают содержимое своих гардеробов. Есть генеральская каста, которая все еще пользуется послевоенными преференциями.
Ереван стал городом каст, которые не могут выйти за собственные рамки и стать хотя бы политическим классом, способным принимать решения. Вот почему властью становятся те, кто не привык жить в кастовых рамках. Возможно, карабахцы пришли к власти в Ереване потому, что в Карабахе нет кастовости. Какую бы должность ни занимал человек, его воспринимают не как небожителя, а как равного среди равных. Этой считающейся провинциальной черты на самом деле не хватает ереванским интеллектуалам. Многие не замечают, что «граждански» защищая дерево и отказываясь от «политических» акций против министра экологии, они подвергают опасности тысячи деревьев. Они считают, что достаточно каждому сделать свое маленькое дело, и все исправится. Потому что кастовое мышление ограничивает естественные устремления человека принимать общие решения: многим кажется, что политика – это удел «провинциалов» и карьеристов. Но именно такое мышление открывает им путь во власть. А интеллектуалам остается охранять отдельные деревья. ЛРАГИР