Пастырь и паства: 33 года без совести
Глава действующего в Баку Управления мусульман Кавказа (УМК) Аллахшукюр Паша-заде на днях выступил с такими откровениями, что вогнал в ступор даже местные СМИ. Потому что даже в богатый на всякого рода перлы послужной список пастыря азербайджанских мусульман с трудом вписывается признание в том, что духовное лицо столь высокого ранга по сей день неспособно понять значение такого понятия, как совесть. С другой стороны, хорошо знакомые с деятельностью и предыдущими заявлениями Паша-заде люди вряд ли были шокированы этими откровениями, поскольку последние вполне укладываются в процесс форсированной деградации как этого человека, так и большей части азербайджанского общества.
«ГОВОРЯТ, СВОБОДА СОВЕСТИ, СВОБОДА РЕЛИГИЙ. Я 33 ГОДА ЯВЛЯЮСЬ ШЕЙХУЛЬИСЛАМОМ, но до сих пор так и не знаю, что такое совесть. И по сей день я не уяснил для себя исчерпывающее значение понятия «свободы совести», — заявил, как сообщает сайт Azeri Report, Аллахшукюр Пашазаде, выступая на международной конференции на тему «Свобода религии и убеждений: юридические, политические и общественные аспекты». Позже, осознав, что сморозил, мягко говоря, глупость, глава УМК пояснил, что «каждый имеет свои убеждения и сложно давать им названия, сложно понять, что такое совесть». Однако в полной мере направленность мысли пастыря проясняет следующий пассаж: оказывается, «он опечален тем фактом, что позиции «тех, кто сидит за рубежом», и решения некоторых лидеров в зарубежных странах противоречат «ценностям и законам» Азербайджана, и они критикуют Азербайджан. «Всему в мире есть свои пределы. Права человека, религиозные свободы, свобода совести также имеют свои границы. Когда эти грани нарушаются, права человека также попираются», — резюмировал Паша-заде.
Из всего этого сумбура можно сделать следующие выводы: Аллахшукюр, во-первых, испытывает сложности в выборе «названий своим убеждениям», а во-вторых, его лично коробит критика некоторых зарубежных лидеров в адрес Азербайджана. «В период моего лидерства в Азербайджане, особенно после независимости, я вижу много изменений, прогресса. Я думаю, Азербайджан может быть примером толерантности для всего мира», — скромно заметил лидер азербайджанских мусульман, наверняка намекая на собственные заслуги в достижении «прогресса».
Мы не станем ввязываться в спор между зарубежными лидерами и оскорбленным в лучших чувствах духовным пастырем. Однако оставаться равнодушными к его искреннему признанию относительно совести, согласитесь, просто невозможно. Редко кто из духовных лиц — если таковые вообще найдутся — способен на подобную честность. Потому что совесть — одно из тех ключевых понятий, которые в первую очередь должны быть свойственны человеку, принявшему духовный сан и взявшему на себя миссию воспитания паствы. Но честность для Паша-заде оказалась превыше всего остального, и он таки решился на шокирующее признание. Возможно, для того, чтобы в дальнейшем к нему уже не было ни малейших претензий относительно родственных совести понятий нравственности, порядочности и общечеловеческих ценностей. Позволим себе также предположить, что духовный пастырь давно уже завершил процесс приспособления этих категорий под присущие одному только Азербайджану «ценности и законы», авторы которых, несомненно, солидарны со своим пастырем в отношении к совести.
О МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО НЕПОНИМАНИЯ ПОНЯТИЯ «СОВЕСТЬ» со стороны того же Аллахшукюра писалось и пишется немало, причем в самих азербайджанских СМИ. Нам, армянам, также хорошо известные ярчайшие проявления как этого «непонимания», так и той образцовой «толерантности», одним из примерных носителей которой в «самом толерантном государстве мира», безусловно, является сам духовный предводитель. Потому что только человек, неспособный понять, что такое совесть, может вначале быть одним из организаторов чудовищных погромов армян в Баку, затем заявить, что «ложь и предательство у армян в крови», а после этого приехать в Ереван и, льстиво улыбаясь, произносить тосты за дружбу между народами. Только человек, напрочь лишенный совести, может распространить ложь о своем коллеге — посетившем Баку Католикосе Всех Армян — слив в прессу «информацию» о том, что, дескать, он посетил «аллею шехидов», а потом с невинным видом косвенно опровергнуть собственную дезу.
Впрочем, удивляться тут нечему. Совесть — категория нравственная, а посему в основном не вписывающаяся в политический «реестр». Аллахшукюр же, как следует из многочисленных публикаций в азербайджанской прессе, давно уже превратился (если и не был изначально) из лица духовного в политического мошенника-бизнесмена, для которого слепое служение правящему клану и интересы собственного бизнеса превыше всего на свете и уж точно куда выше интересов паствы. Вовсе не случайно, что именно в период его «лидерства» в Азербайджане активно идет процесс закрытия мечетей: когда духовный пастырь не понимает значения «свободы совести», ему ни к чему ни мечети, ни храмы, ни синагоги. Напомним в связи с этим, что когда в конце 1989 года в Баку была подожжена армянская церковь, Аллахшукюр не только не осудил этот акт вандализма, но и стал, повторюсь, одним из организаторов армянских погромов. В документальном фильме «Обыкновенный геноцид. Баку, январь 1990» есть кадры, запечатлевшие Паша-заде в первых рядах погромщиков, идущих на «штурм» стариков, инвалидов, женщин и детей.
С учетом всего сказанного и множества несказанного духовный предводитель Азербайджана, что и говорить, будет и дальше испытывать непреодолимые сложности с квалификацией своих «убеждений». Но это, как говорится, его личные проблемы. Куда тревожнее тот факт, что человек без совести является духовным пастырем азербайджанских мусульман, да еще и претендует при этом на весь Кавказ. Известная поговорка «каков поп — таков приход» в данном случае вряд ли исчерпывает всю глубину проблемы. Потому что зараза бессовестности, охватившая вслед за пастырем огромную часть населения и общества Азербайджана, несет в себе серьезную угрозу всему региону.
Угрозу, противопоставить которой можно и нужно в том числе совесть.
Марина ГРИГОРЯН
Голос АРМЕНИИ