Большая игра в Месопотамии
С очень близкой от нас страной Месопотамией Армения была связана с самого начала своего возникновения, и недавние подвижки в развитии отношений Ирака и Армении, несомненно, станут важным направлением нашей внешней политики. Ирак пытается вернуться в ряд суверенных государств и играть более важную роль на Ближнем Востоке, как это имело место в предыдущие десятилетия.
В арабском мире долгое время было четыре лидера – Египет, Сирия, Ирак и Саудовская Аравия. В настоящее время первые три государства подвергнуты смертельной опасности — в смысле существования как суверенных государств и, тем более, в роли лидеров, с претензиями на роль региональной макродержавы.
Арабский мир, в целом, геополитически и с точки зрения более-менее влиятельных центров силы, несомненно, дезорганизован и нуждается в пересмотре внутриарабских и внешних отношений. Это хорошо понимают и вполне осмыслили арабские политики и эксперты, которые, быть может, впервые в новейшей истории пытаются преодолеть локальные амбиции и выработать солидарные решения в условиях столь серьезной опасности.
Война с Израилем, гражданская война в Ливане, ирано-иракская война, агрессия со стороны Ирака в отношении Кувейта и военная операция США в отношении Ирака не могут сравниться по степени угроз с теми «революционными» событиями, которые происходят в арабских странах. В данной ситуации все стали понимать и очень предметно ощущать, что столь сокрушительное политическое ослабление арабского мира произошло, начиная с ликвидации Ирака как суверенного государства, и арабам не вернуть свои прежние (хотя и не очень сильные позиции) без восстановления суверенитета иракского государства.
Иракская элита, вследствие ряда исторических и социально-политических причин, всегда была амбициозной, и Багдад рассматривался, наряду с Каиром, как несомненный политический центр арабского мира.
Не вызывает сомнений то, что сразу после завершения первой стадии войны в Ираке американские эксперты не вполне ясно представляли себе будущее этой страны, и главное – удастся ли сохранить ее государственно-территориальное единство. В 2005 – 2008 годах американцы довольно часто заявляли, что Ирак может сохранить свое единство, при внешней поддержке, но при этом ощущалась неуверенность и довольно слабая аргументация.
Понятно, что США не хотели бы демонстрировать арабам, что их внешнее вмешательство привело к расколу государства. После 2008 года стали более детально разрабатываться схемы будущего Ирака, имея в виду децентрализованную федерацию или создание трех государств, связанных унией или определенными обязательствами. Вместе с тем, политика Б.Обамы «сброса» ответственности на партнеров и противников, прежде всего, на Ближнем Востоке, обусловила меньшее вмешательство в иракскую ситуацию, и все три ведущие общины страны стали размышлять над политической перспективой окончательного обособления.
Вместе с тем, если курдское государственное образование, практически, уже обособилось от страны, то шиитская и суннитская общины стали неожиданно проявлять интерес к совместному политическому и государственному сосуществованию. Вполне возможно, играют роль такие факторы, как продолжительное существование в едином и централизованном государстве, экономические факторы и моменты национальной и общиной безопасности.
Можно допустить, и это в какой-то мере подтверждают арабские эксперты (в том числе, и те, что базируются в Европе и в США), что ведущие суннитские арабские государства убедили иракских суннитских лидеров в необходимости преодолеть раскол. Кроме того, нынешнее иракское руководство, в котором доминируют шииты, продемонстрировали способность успешного развития отношений с арабскими государства, с Западным сообществом, Ираном и Россией.
Вместе с тем, над Ираком нависли новые угрозы, связанные с образованием курдского «пояса», а также с экспансией Турции. Ирак является основной геоэкономической и геополитической целью Турции, что связано, прежде всего, с наличием огромного экономического потенциала, а также с необходимостью присутствия в этой стране для недопущения утверждения курдской государственности и влияния Ирана.
Турция и Иракский Курдистан пытаются продемонстрировать сближение и взаимопонимание, что не может не раздражать Багдад, который, после непродолжительных иллюзий в отношении Турции как партнера, ощутил всю опасность турецкой региональной экспансии.
США и их ведущие партнеры — Великобритания и Франция одновременно поддерживают сопротивление Ирака турецкой экспансии и пытаются создать на севере страны, независимый от Багдада, то есть, от шиитской общины и вообще от арабской политики источник нефти, который носил бы глобальный характер. В значительной мере независимость данного источника нефти связана с «обходами» турецких маршрутов транспортировки нефти, Ормузского пролива и Суэцкого канала, с выходом энергокоммуникаций на сирийско-ливанское побережье Средиземного моря.
Иран не скрывает своих намерений поддержать шиитов в сопротивлении влиянию США и Запада, арабских государств, а также Турции. Таким образом, возникла долговременная игровая ситуация, рассчитанная на десятилетия, то есть, на срок исчерпания большей части запасов нефти в Северном Ираке.
В данных условиях Багдаду необходимо расширять свои международные отношения, включая государства «второго круга», то есть, более отдаленные от Ирака, но расположенные в рамках Большого Ближнего Востока. В связи с этим, Армения, конечно же, рассматривается Ираком как страна, имеющая дружественные отношения с Россией и США, с западными соседями Ирака – Сирией и Ливаном, стратегические отношения с шиитским Ираком, а также с курдами.
Ирак для Армении — это государство с большим экономическим потенциалом, чьи нефтяные ресурсы уже нивелировали значение нефти Каспийского региона, имеющее взаимные претензии с Турцией и стратегически важные отношения с Ираном. Ирак находится в 10–12 часах езды от территории Армении, в двух часах полета, и Иран всегда будет способствовать транспортному сообщению между Ираком и Арменией. Возможно, взаимный интерес между данными государствами будет усилен вследствие развития «курдского проекта» и возникновения нового формата курдской государственности. Так или иначе, Иракский Курдистан находится в политическом, правовом и экономическом «поле» Ирака, и отношения с Северным Ираком обусловлены отношениями с Багдадом. Иракский Курдистан продолжает ощущать угрозы со стороны Турции, и, помимо США, реальным защитником и провайдером безопасности курдов продолжает оставаться Ирак.
Лрагир