Туманная идея «парламентского переворота»
Секретарь партии «Процветающая Армения» Наира Зохрабян распространила заявление, в котором объявила о начале консультаций с другими партиями о переходе к парламентской системе правления.
Она отметила, что этот переход предполагает, что избранный в 2013 году президент будет работать 4 года, до парламентских выборов 2013 года, пока будут осуществлены конституционные поправки.
Первый вопрос, который возникает, является ли это частным мнением или позицией партии.
Что касается содержания, то можно заметить попытки ППА выстроить путь для отступления после парламентских выборов. Фактически, ППА создает условия для того, чтобы пропустить президентские выборы 2013 года, заявив, что она является сторонником парламентской формы правления и рассматривает должность президента как техническую, следовательно, считает излишним участвовать в борьбе.
Это, видимо, придумано для того случая, если ППА не решится выдвинуть своего кандидата, не решится поддержать кандидатуру Левона Тер-Петросяна, но и сохранит лицо, не поддержав и Сержа Саркисяна.
Сложно сейчас предугадать, помимо ситуативных расчетов и мотивов, какой долгосрочный контекст содержит в себе предложение ППА. После конституционного референдума 2005 года роль парламента в Армении существенно возросла. И сейчас речь может идти только о переводе в ведение парламента силовых структур и внешнеполитических полномочий.
Но ключевым, в конце концов, остается механизм формирования власти. Если он не конституционный и если деятельность власти начинается и осуществляется на антиконституционной основе, никакого значения не имеет, кто правит в стране – парламент или президент, особенно, в условиях отсутствия политических традиций и классический моделей партий.
Судя по всему, предлагая переход к парламентской форме правления, «Процветающая Армения» пытается открыть расширить арену внутривластных противоречий, вывести их из рамок конфликта ППА-РПА. ППА, а вместе с ней и выстраивающий свою игру Роберт Кочарян чувствуют, в каких очагах РПА могут вспыхнуть конфликты. Но пока внутривластный конфликт происходит между РПА и ППА, Сержу Саркисяну удается контролировать и локализовать эти очаги. Саркисян намерен открыть их после того, как решит проблемы с ППА.
ППА пытается сделать предложение о сотрудничестве тлеющим очагам в РПА. Иначе говоря, под предложением ППА кроется пока еще туманная идея «парламентского переворота», контрудар против антиолигархической борьбы, которую пока только на словах объявляет правительство Сержа Саркисяна.
Саркисян рано или поздно вынужден будет придать этой борьбе динамику – этого требуют новые внутренние и внешние реалии и его интересы. Своим предложением ППА пытается по возможности расширить внутривластный фронт против Сержа Саркисяна, понимая, что укрепление оппозиционного фронта против него только укрепит позиции Сержа Саркисяна и даже освободит ему руки.
Тут важно, конечно, обстоятельство Роберта Кочаряна, потому что республиканская олигархия может отнестись серьезно к предложению РПА только в том случае, если за ним стоит Роберт Кочарян. А может, это уже стало ясно на борту самолета, где встретились случайно Роберт Кочарян и «координирующий» в РПА олигархию Овик Абрамян.
ЛРАГИР