“Хола, хола, хола, хола Султан Езиде сорa”
29 сентября 2012 года в жизни езидов Армении произошло знаменательное событие — в Армавирском марзе открыт езидский храм Лалиш. Это первый храм, построенный за пределами исконной родины езидов, призванный удовлетворить духовные потребности езидов Армении. Храм построен на личные средства бизнесмена и мецената Мирзы Слояна.
Название храма выбрано не случайно: в Северном Ираке (Иракский Курдистан) находится главная святыня езидов — храм Лалиш. Именно к нему должен совершить паломничество истинный езид, чтобы поклониться святым местам и быть освященным в водах Кания Спи (Белый Родник). Кто посещает Лалиш и совершает паломничество, тому в знак освящения дарят барат (“грамота, подарок”) — шарики, сделанные монахинями из ила этого родника. Храм в Армении, где езиды мирно живут бок о бок с армянами уже не одно столетие, стал первым культовым объектом езидов за пределами Курдистана. Он вмещает около 30 человек, имеет традиционную форму езидских конусообразных святилищ, построен из камня и облицован мрамором. Рядом расположилась трапезная на 2 тысячи человек, в перспективе планируется возведение здания, где разместятся служебные помещения для священнослужителей и помещение для паломников. Есть твердая уверенность, что второй в мире езидский храм просто обречен стать местом паломничества.
Идею Мирзы Слояна о строительстве храма поддержали все езиды
Армении, которых на армянской земле насчитывается более 60 тысяч. Они обратились в органы местного управления и приступили к строительству. И вот остроконечный купол храма и сияющий наконечник в виде солнца виден издалека.
Армения является единственным государством, где действуют школы с езидским языком обучения и обучением литературы (с 1 по 9 классы). Их сегодня 23. В стране издаются учебники и художественная литература на езидском языке, выходит ежемесячный журнал “Эздихана” с текстами на езидском, армянском и русском языках. Создан фонд для способствования развитию езидской науки и искусства. В Армении находится Национальный союз езидов мира и Армении, президентом которого является дважды народный герой, доктор-профессор Народной истории езидов и богословия Азиз Тамоян. В 1992 году его принял Католикос Вазген Первый, который был награжден золотой медалью Героя езидского народа.
Откуда берет корни этот этнос? По одной версии, езиды — это древние шумеры, их предотечеством является Месопотамия. Согласно второй версии, езиды пришли из Индии, а точнее — из Бмба (Бомбей). Будучи солнцепоклонниками, они являются одним из самых древних народов мира, народом Малаке Тауси, религией которого является Шарфадин. Езиды не связаны с каким-нибудь другим народом и выступают как отдельное этническое звено. Их язык — эздики — принадлежит иранской группе языков индоевропейской семьи. Богом езидов является одаренный сверхъестественной силой Хуаде, который считается создателем Вселенной. По народным законам, езид рождается езидом и никакой представитель другой нации не может выступать как езид. Все езиды должны соблюдать свои законы, строго сохранять все принципы. Прежде всего должны помнить, что езиды делятся на три главные касты. Каждый езид должен жениться на девушке из своей касты. Более того, шехи и пиры (духовные лица), которые в свою очередь делятся на подкасты, должны жениться только на девушке из своей подкасты.
Езидский народ свято и почтительно отмечает свои национальные праздники. В этом секрет долговечности народа. В Армении весьма толерантно относятся к езидским традициям. Так, в Армении ежегодно после 13 февраля в первый понедельник приходящей недели режут барана. Семьи недавно умерших воздерживаются в знак памяти почивших. Во вторник, среду и четверг — пост у всех. В пятницу отмечают праздник Хдр Нави. В течение трех дней говенья один из шехов или пиров должен в обязательном порядке посетить в кладбище и читать молитву за покойников. Перед говеньем просыпаются ранним утром — в 4 часа, поют и купаются, при этом запрещается употреблять… коноплю, капусту и свинину. В дни говенья нельзя есть, пить, курить, спать, жевать жвачку, стирать, купаться, мужчинам нельзя бриться и спать с женой. Кушать можно лишь после заката. И так продолжается три дня. Обычно вечером во время молитвы говорят: “хабул ва рожя ва”, т.е. “да будет принято ваше говенье”.
В эти дни соблюдается еще одна древняя традиция, которая присутствует и у армян. В ночь на пятницу все веселятся и танцуют до рассвета. Эта ночь называется Лайла Кадр. Молодые и неженатые мальчики и девочки кушают соленую лепешку (тоткамор), чтобы во сне увидеть будущего мужа или будущую жену, также на стене оставляют пальцем след из муки, что означает, что они встречают его приход. В эту же ночь дети ходят из дома в дом, спускают с крыш домов наполненные фруктами и сладостями пакеты. Это называется Допи Данг.
В субботу как продолжение праздника отмечают Арафат, в течение которого все в обязательном порядке со своим шехом или пиром посещают кладбище. В воскресенье наступает Шарафат. Народ говорит: “бмбараква айда мриа у зендиа”, т.е. “поздравляем с праздником живых и покойных”.
Первая среда приходящей недели после 13 апреля у езидов — Новый год, праздник Малаке Тауса. Это называется “Чаршама сарэ салэ, мри атне дарэ малэ”, т.е. “в среду начала года покойники приходят к нашим дверям”. Во вторник пекут гату, которая членам семьи раздается в среду.
В Ираке каждый год после 13 апреля, в среду по инициативе духовного лидера — Мира хавали в месте с шехами и пирами в святом Лалише отмечается рождество Малаке Тауса. Этот праздник сопровождается звуками барабана и дудки. Эта религиозная церемония называется Красная среда, т.е. Чаршама. Символом этого праздника является павлин, который выставляется в храме Лалиш, куда приходят верующие езиды всего мира, босиком заходят в святое место, поклоняются, целуют символ Малаке Тауса, оставляют подарки, деньги, делают жертвоприношения и выходят лицом к стоящей толпе.
Относительно религии езидов существует мнение, что они были зороастрийцами. “Но это неправда, — утверждает Азиз Томоян. — Зороастра был пророком. Он был по национальности персом и никак не связан с езидами. Также нельзя сравнить езидов с язатами. Язат был древним иранским богом, который родился 3000 лет назад до н.э. В то же время нельзя с езидами связывать город Езд, так как они никогда не проживали в этом городе. Вспомним, что “аздаи” означает “я отдал”, что никаким образом не связано с названием езид. Некоторые отождествляют езидов с курдами. Это тоже неправильно: “курд” в некоторых иранских языках означает “пастух”. Курды сформировались в X-XII веках, следовательно, они не связаны с езидами”.
Азиз Тамоян рассказывает, как в декабре 683 года погиб сын Шиа Али — Алие Шер Хусеин, затем физически исчез Красный Султан Езид (его судьба до сих пор не известна). Во время убийства Хусеина на поле Кербала, мусульмане, как признак горя, надели синюю одежду, а у езидов синяя одежда является грехом. После убийства Хусейна на поле Кербала, когда Султан Езид покрылся красной кровью, его стали называть Красный Султан Езид. Интересным факт, что флаг езидов до Кербалы был белым, а после Кербалы как знак пролитой крови флаг стал красным и белым, и до наших дней он остается таковым.
В первый понедельник после 13 декабря каждого года отмечается главный народный праздник езидов. Традиционно режут барана. Семьи недавно умерших воздерживаются от пищи в память о покойниках, а во вторник, среду и четверг воздерживаются все. Из этих трех дней говенья вечером первого дня до темноты бедным соседям раздают подносы с едой и фруктами как месса Красного Султана Езида. В четверг раздают хлеб покойников (нанэ хара мрна). Три ночи подряд встают и раздают хлеб (бапири пашиви). Бапири пашиви является ангелом этой церемонии. Пятница является главным днем праздника — днем Красного Султана Езида. В этот день утром раздаются соседям подносы с едой и фруктами как хлеб Красного Султана Езида. Все в обязательном порядке с подарками ходят в дома покойников. В этот день должны помириться все поссорившиеся ранее. Тот, кто не захочет мириться, перестает быть езидом. В субботу в день Арафата посещают кладбище, молятся вместе со своим пиром или шехом.
В XI веке часть езидов с северных земель Ирака переехала в Западную Армению — в Карс, Муш, Ван, ближайшие села Эрзрума, Диарбекира и другие места проживания. На территории Восточной Армении езиды появились только в XVIII веке.
Несмотря на то что езиды давно живут с армянами рядом, мы мало знаем о них. Многие уверены, что езиды и курды — это один этнос, с одним лишь различием — езиды откололись от ислама как секта, став солнцепоклонниками. Несмотря на то что существует множество указаний на тесные связи езидов и курдов, общность в антропологическом типе, языке, быте, культуре, в некоторых традициях, это отдельная этноконфессиональная группа с отличным от курдов мышлением, менталитетом. Более того, езиды никогда не участвовали в резне армян и сами сильно пострадали от турецкого ятагана — были убиты приблизительно 500 тысяч человек. Турецкий историограф Кятиб Челеби также дает сведения о том, что в XV-XVIII вв. в разных регионах Османской империи были уничтожены около 300 тысяч езидов. Езиды говорят, что они все в последнее тысячелетие сражались с оружием в руках за сохранение своей религии. На протяжении 1000 лет в местах их проживания было множество войн и сражений. По словам езидов, один из самых сильных ударов со стороны захватчиков они получили во время арабского вторжения, и ислам принес езидам колоссальные страдания. Многих езидов заставили принять ислам. В середине XX века недалеко от города Сулеймания в Ираке археологи нашли свиток, известный как “сулейманийский пергамент”, где езиды описывали, как противостояли горожане захватчикам; как за несколько дней были казнены десятки тысяч защитников города: это были езиды и зороастрийцы, отказавшиеся принять ислам. И тем не менее этнос выжил, так как большая часть езидов проживала в труднодоступных горах. На протяжении веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив религию предков и на сегодняшний день.
“Несмотря на то что у нас нет государственности и мы разбросаны по разным городам мира, мы сохранили особую национальную черту, так как жили сплоченными общинами и были верны своим убеждениям, — говорит Азиз Тамоян. — Может быть, именно отсутствие государственности привело к тому, что в разных странах нас называют по-разному: в Турции часть езидов называют турки-езиды, Ираке — арабы-езиды, также курды-езиды, но то, что нас считают мусульманами, не препятствовало тому, чтобы в данных странах осуществлялся планомерный геноцид езидов. Как говорится, береженого Бог бережет, неизвестного — волк. Нас терзали и будут терзать как волков”.
Турки 72 раза осуществляли массовую резню и геноцид езидов. Последний раз это случилось 14 августа 2007 года, когда два села на территории под названием Ездистан (Шангал и Синджар) с населением более тысячи человек были в корне разрушены мусульманскими религиозными фанатиками.
Первый заместитель председателя Национального союза езидов Хдр Хаджоян рассказывает, что езиды в Армении живут спокойно, здесь им не грозит ассимиляция, как в исламских странах, более того, армяне уважают традиции и историю езидов, что нельзя сказать о Северном Ираке. “Там наши соплеменники живут в страхе, им нельзя афишировать свою национальную принадлежность, чтобы избежать преследований и ассимиляции, — говорит Хдр. — Там выработана политика утверждать, что езид — это тот же курд, но другой веры”.
30 июня 2008 года в Ереване прошла конференция езидов мира, на которой присутствовали представители Армении, а также из-за рубежа. На конференции прозвучал призыв к более чем 2 миллионам езидов мира объединиться в целях сохранения и передачи потомкам истории, религии, традиций, искусства. Все езиды мира, присоединяйтесь — хола, хола, хола, хола Султан Езиде сорa! Это кредо и главная цель езидов.
Елена
ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
Новое Время