Проблема расизма в Азербайджане и императив признания Карабаха
Затягивание окончательного признания независимости Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) и международно-правового урегулирования азербайджано-карабахского конфликта ведет в Азербайджане к росту радикального национализма и расизма, нарушению прав человека, в том числе и права на жизнь.
Председатель международного правозащитного движения «Мир без нацизма», сенатор Совета Федерации РФ Борис Шпигель, отмечая, что сегодня в мире нет нацистских режимов, подчеркивает: «Но, к сожалению, история повторяется, и мы знаем, что нацизм не начинается с газовых камер, он ими заканчивается. Мы должны не допустить рецидивов нацизма и исключить такую ситуацию, в которой политикам удастся разделить народ по национальному, религиозному или иному признаку». В Азербайджане государственная пропаганда, СМИ и официальные азербайджанские учебники истории внушают расовую ненависть и чувство этнического и национального превосходства в первую очередь по отношению к армянам и русским, а также и другим народам.
В Азербайджане убийство на национальной почве возведено в ранг государственной политики. В Будапеште 19 февраля 2004 г. спящий армянский офицер Гурген Маргарян, проходивший курсы английского языка, организованные в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира», был ночью зарублен топором азербайджанским офицером Рамилем Сафаровым. Убийца нанес 16 ударов топором по лицу спящего армянского офицера, а потом планировал убить еще одного армянского офицера. На допросе Сафаров признался, что он заранее тщательно спланировал убийство, для чего специально купил топор. Венгерский суд приговорил Сафарова к пожизненному тюремному заключению без права амнистии в течение 30 лет. 31 августа 2012 г. венгерская сторона экстрадировала убийцу в Баку, а президент Азербайджана Ильхам Алиев в этот же день своим указом его помиловал. Министр обороны присвоил Сафарову звание майора азербайджанских вооруженных сил и пожелал успехов в дальнейшей деятельности, ему единовременно выдали зарплату за 8 лет заключения в венгерской тюрьме и подарили дом. В Азербайджане убийца на официальном уровне провозглашен «национальным героем». Тем самым, власти Азербайджана поставили себя вне рамок цивилизованного мирового сообщества.
В азербайджанских городах, в т.ч. и Сумгаите, известном своими погромами и убийствами армян, многотысячные толпы людей на улицах чествовали убийцу Сафарова, точно также как и в 1988 г. праздновали землетрясение в Армении. Толпа скандировала «Рамиль, мы гордимся тобой!». Омбудсмен Азербайджана Эльмира Сулейманова объявила помилование Сафарова реализацией «мечты народа». Депутат Джейхун Османлы отметил, что это послужит примером для азербайджанской молодежи.
Еще в 2006 г. национал-демократическая партия Азербайджана провозгласила Сафарова «человеком года», в ее заявлении подчеркивалось: «чем больше азербайджанцев будут убивать армян, тем меньше их станет».
Нынешняя кампания по героизации убийцы Сафарова является результатом многолетней систематической и целенаправленной человеконенавистнической политики бакинской администрации в отношении армян.
1 марта 2012 г. президент Азербайджана Ильхам Алиев официально объявил всех армян мира врагами Азербайджана, заявив «в первую очередь, наши основные враги — мировое армянство». Примечательно, что И.Алиев также провозгласил, что количество врагов Азербайджана в мире будет расти. Из текста заявления видно, что это не только армяне, но и другие государства мира, которые азербайджанский президент разделил на три группы, правда, не указывая конкретно. В тот же день 1 марта 2012 г. советник экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева и человек близкий к нынешнему президенту Вафа Гулузаде сделал другое знаковое заявление о том, что развал России выгоден Азербайджану, а затягивание переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта отвечает интересам Азербайджана. Как говорится, то, что у президента Азербайджана на уме, то у Вафы Гулузаде на языке. Примечательно, что В.Гулузаде уже многие годы неоднократно выступает с антироссийскими заявлениями. Как известно, армянофобия всегда тесно смыкается с русофобией.
Глава Духовного управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде публично проповедует расовую ненависть. В 2008 г. он заявил: «Я воюю с армянами, ложь и предательство в крови у армян». Нагорный Карабах с армянами Азербайджану не нужен, а вот без армян, как говорится, пригодится в хозяйстве для удовлетворения амбиций и капризов.
На встрече с редакторами ведущих азербайджанских газет в 2002 г. президент Азербайджана Гейдар Алиев признался: «Я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось».
Близкий к бакинской администрации Директор азербайджанского центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу в июне 2008 г. провел специальную пресс-конференцию, на которой высказал журналистам свои соображения по Нагорному Карабаху: «Нагорный Карабах возвращается Азербайджану, причем с условием, что армяне там проживать не будут». Прекрасно понимая, что от его высказываний веет фашизмом, М.Ахмедоглу пытается оправдываться: «Я не фашист. Я считаю, что армяне не должны проживать в Нагорном Карабахе».
Вышеупомянутый Вафа Гулузаде на заседании парламента Азербайджанской Республики в феврале 2001 г. заявил, что нельзя Нагорному Карабаху давать статус автономной области в составе Азербайджана. Он подчеркнул, что «было бы большим преступлением предоставлять армянам гражданство в Азербайджане» «и когда мы будем ущемлять их права, то они будут бороться за свои права». В июле 2011 г. Вафа Гулузаде призвал азербайджанское руководство учиться у Адольфа Гитлера.
В целом фразеология бакинской администрации в отношении армян является точной копиркой терминологии, принятой в нацистской Германии в отношении евреев и славян. Исследовательница из Турции Ясемин Килит Аклар в работе, посвящённой преподаванию истории в Азербайджане, делает вывод, что официальные азербайджанские учебники истории способны внушить ненависть и чувство этнического и национального превосходства в первую очередь по отношению к армянам, а также к русским и иранцам. Согласно её подсчетам, на 391 странице одного учебника истории армяне называются врагами 187 раз, русские — 119 раз, иранцы — 44 раза. Ясемин Аклар подчеркивает, что подобное отношение к армянам делает проблематичным существование армян в Нагорном Карабахе, если он войдёт в состав Азербайджана.
Как пишет азербайджанский конфликтолог, глава Департамента Института мира и демократии Ариф Юнус, «уже в учебнике для первого года обучения был сформирован образ армян, как главных врагов Азербайджана», «при этом, в отношении армян также используются всевозможные негативные эпитеты («бандиты», «агрессоры», «коварные», «лицемерные» и т. д.)».
Запрет для граждан России и других стран с армянскими фамилиями на посещение территории Азербайджана давно является регулярным проявлением системы расовой дискриминации в Азербайджане. Азербайджанские авиалинии не пустили в самолет гражданина России, начальника управления экспортных продаж ОАО АвтоВАЗ Сергея Гюрджиана из-за его армянской фамилии. Баку систематически нарушает европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, запрещающей дискриминацию по национальному признаку. Азербайджанские СМИ ищут армянскую кровь у представителей азербайджанского шоу-бизнеса, что наносит в расистском государстве удар по их репутации. Интересно, что сами исполнители и их продюсеры опровергают эти слухи, называют их клеветой. Одним из примеров может служить певица группы «W-Trio» Натаван Хабиби.
Постоянный представитель Азербайджана при женевском отделении ООН Исфендиях Вагабзаде, в своем официальном письме спикеру азербайджанского парламента Муртузу Алескерову летом 2001 г., указал, что «в рядах азербайджанских дипломатов немало тех, у кого в жилах течет чужая кровь и что дипломаты, у которых матери армянки, еврейки, русские, не говоря уже о малочисленных народах, не могут достойно и верно служить Азербайджану за рубежом».
Поведение бакинского режима с самого начала последнего этапа азербайджано-карабахского конфликта было направлено против всякой возможности примирения. Нюрнбергский трибунал стал крупнейшим политико-правовым достижением своей эпохи, однако уроки из него извлекли не все. Бакинская администрация совершила преступления против мира, такие как планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны против НКР в 1991-94 годах. Бакинские милитаристы совершили военные преступления и преступления против человечности, а именно убийства и истребление гражданского населения, убийство и жестокое обращение с военнопленными, разграбление общественной и частной собственности, умышленное разрушение городов и деревень. Бакинская администрация, отрицая геноцид, готовит почву для следующего геноцида. В связи с этим, вся остальная азербайджанская политика и риторика не имеет никакого значения.
Сегодня, спустя многие десятилетия после осуждения Нюрнбергским трибуналом преступлений нацизма, в мире все еще происходят его рецидивы, аналогичные Хатыни в Белоруссии, Лидице в Чехии, Орадур-сюр-Глану во Франции. В 2012 г. исполнилось 20 лет со дня военного преступления азербайджанской армии в селе Марага Мардакертского района Нагорно-Карабахской Республики. В захваченном азербайджанской армией на несколько часов 10 апреля 1992 г. карабахском селе Марага были зверски убиты 81 человек, взято заложниками 67, судьба многих из них до сих пор не известна. Не успевших покинуть деревню людей расчленяли топорами, обливали бензином и сжигали заживо.
Вице-спикер палаты лордов Великобритании баронесса Керолайн Кокс квалифицировала трагедию в Мараге как преступление против человечества. Страшная трагедия Мараги стала продолжением проводимой азербайджанскими властями на протяжении десятилетий систематической политики этнической дискриминации и геноцида против армян Нагорного Карабаха и Азербайджана. В этом ряду стоят массовые убийства армян в Сумгаите, Кировабаде, Северном Нагорном Карабахе, Баку и других местах. Азербайджан до сих пор не осудил чудовищные преступления своей армии в Мараге и других населенных пунктах Нагорного Карабаха, а это является предпосылкой повторения геноцида в случае новой агрессии против НКР. Бакинская администрация чувствует себя выше закона и норм международного права, что угрожает как безопасности НКР, так и безопасности региона. Целенаправленная политика геноцида против армян, осуществляемая с 1918 г. при любом руководстве Азербайджана, наглядно и убедительно продемонстрировала невозможность пребывания Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.
Факты систематического и целенаправленного геноцида по отношению к армянам в Азербайджане настолько очевидны и вопиющи, что даже если бы не было иных правовых основ для провозглашения государственной независимости НКР, этого уже было бы достаточно. НКР образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 г., в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР.
В 1905 г. в Норвегии, в 1944 г. в Исландии, в 1962 г. в Западном Самоа, в 1974 г. на Коморских островах, в 1977 г. в Джибути, в 1993 г. в Эритрее, в 1999 г. в Восточном Тиморе, в 2006 г. в Черногории, в 2011 г. в Южном Судане были проведены аналогичные референдумы о независимости, результаты которых послужили основным фактором признания последних мировым сообществом в качестве суверенных государств.
В ноябре 2002 г. в Гибралтаре прошел референдум, на котором 98,97% жителей проголосовали против проекта создания в этой самоуправляющейся британской территории «совместного суверенитета» Испании и Великобритании. МИД Великобритании сослался на результаты референдума, как основы для окончательного решения гибралтарского вопроса в процессе переговоров. 26 ноября 2008 г. в Гренландии прошел референдум, на котором 80% населения высказались за расширение автономии. Референдум фактически стал последним шагом на пути к окончательной независимости от Дании. В самой Дании референдум был воспринят позитивно как подавляющей частью населения, так и большинством политической элиты, как правящей, так и оппозиционной. Глава кабинета министров Дании (ныне генеральный секретарь НАТО) Андерс Фог Расмуссен заявил: «Меня радует, что жители Гренландии так дружно поддержали идею увеличения самостоятельности».
На Аландских островах вновь звучат требования предоставления им независимости от Финляндии. В 2008 г. член парламента Аландов Роджер Джансон подчеркнул, что если большинство людей на Аландах поймет, что Финляндия их не устраивает, они проведут референдум: «И мы абсолютно уверены, что после того, как наши люди примут решение о независимости, к нам на остров не заявятся финские войска».
В отличии от европейской цивилизованной реакции на референдумы, после проведения аналогичного референдума в НКР, действия азербайджанского руководства в последней войне 1991-1994 гг. против Нагорного Карабаха следует квалифицировать как политику международного государственного терроризма и геноцида, выразившуюся в уничтожении гражданского населения НКР, этнических чистках, бомбежках и ракетных обстрелах мирного населения, захвате заложников, уничтожении культурных памятников, пропаганде расовой ненависти в СМИ и системе образования.
В Баку надеются только на «Аль-Каиду». Экс-советник президента Азербайджана Вафа Гулузаде в интервью сайту modern.az, говоря о возможностях Азербайджана захватить Нагорный Карабах, признал, что для Баку «последней надеждой, наверное, будет сотрудничество с «Аль-Каидой». Баку и ранее в годы азербайджано-карабахской войны 1991-94 гг. делал ставку на «Аль-Каиду». Руководство Азербайджана использовало 1,5 тысячи афганских моджахедов, а также отряд наемников под предводительством Шамиля Басаева для войны против Нагорно-Карабахской Республики. После разгрома Армией обороны НКР подразделений афганских моджахедов в 1993 г. были обнаружены их документы, письма и фотографии.
По сообщению американского «Ассошиэйтед Пресс» от 14 ноября 1999 г., один из сообщников Усамы бен Ладена утверждал, что сам бен Ладен руководил моджахедами по меньшей мере в двух сражениях против Нагорного Карабаха. Террористическая организация «Аль-Каида» использовала Азербайджан как одну из своих основных центральных региональных баз для организации проведения террористических актов в мире. Очевидно, что при тотальном контроле бакинских властей над Азербайджаном деятельность «Аль-Каиды» в стране не могла бы развиваться без их санкции.
Исследовательская служба Конгресса США в 2001 г. опубликовала отчет, в котором указывается, что «Аль-Каида» создала в Азербайджане свою базу в рамках террористической сети. Арестованный ФБР за взрывы американских посольств в Кении и Танзании в 1998 г. Ибраим Эйдарус возглавлял азербайджанское отделение «Аль-Каиды» в период 1995-1997 гг. Другой террорист Ради эль Хадж, обвиненный нью-йоркским судом в совершении террористических акций — взрывов в американских посольствах, признался, что предварительно обосновался в Баку, где была зарегистрирована организация, через счета которой переводились деньги на террористические акции. Американским спецслужбам удалось перехватить телефонные звонки представителей «Аль-Каиды» из Баку в Кению и Танзанию в период подготовки и проведения террористических актов. Именно от представителей «Аль-Каиды» в Баку был направлен факс с приказом взорвать американское посольство в Кении.
Под давлением США в 2009 г. Азербайджан демонстративно ликвидировал 9 террористических организаций, связанных с «Аль-Каидой», но это лишь малая часть разветвленной и влиятельной террористической сети в Азербайджане.
Официальный Баку грозит сбивать гражданские самолеты, летящие в столицу НКР — Степанакерт. В 2011 г. директор администрации государственной гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов заявил: «Азербайджан может уничтожать самолеты, которые собираются совершать посадку в аэропорту». Ряд депутатов и общественных организаций Азербайджана призвали сбить первый гражданский самолет, который направится на посадку в новый аэропорт Степанакерта.
Эти террористические призывы являются вызовом не только НКР, но и всему мировому сообществу. Послы США в Азербайджане и Армении резко осудили террористические угрозы Баку сбивать гражданские самолеты в Нагорном Карабахе, квалифицировав их как абсолютно неприемлемые. 11 мая 2012 г. посол Армении в ООН Карен Назарян аргументировано обвинил Азербайджан в связях с международными террористическими группировками. Он выразил глубокую обеспокоенность тем, что международные структуры четко указывают, что территория Азербайджана свободно используется различными террористическими и радикальными религиозными группировками, которые считают эту страну комфортной и безопасной территорией для своей деятельности. К.Назарян подчеркнул, что хорошо задокументирована тесная связь азербайджанских властей с террористическими группами, связанными с «Аль-Каидой», которые осуществляли террористическую интервенцию против Нагорно-Карабахской Республики в начале 1990-ых гг.
Для бакинской администрации главной целью переговоров является не мирный азербайджано-карабахский договор, а удовлетворение ее ничем не обоснованных территориальных претензий. Бакинская администрация пытается решить свои внутренние проблемы за счет агрессивного приращения территорий и этнических чисток. Президент Азербайджана Ильхам Алиев систематически заявляет, что нет никакой Армении, а есть «Западный Азербайджан», тем самым предъявляя территориальные претензии не только на Нагорно-Карабахскую Республику, но и на Республику Армения.
Рамиз Меликов, руководитель пресс-службы министерства обороны Азербайджана 4 августа 2004 г. заявил: «В ближайшие 25-30 лет на Южном Кавказе не будет существовать государства Армения. Нынешняя Армения построена на исторических азербайджанских землях. Думаю, что через 25-30 лет эти территории вновь перейдут под юрисдикцию Азербайджана».
В 2006 г. депутат Милли Меджлиса Хавва Мамедова призвала «стереть Армению как государство с лица земли». Неоднократные призывы официальных представителей Азербайджана к уничтожению Армении и Нагорного Карабаха, прозвучавшие впервые после разгрома нацизма, демонстрируют его истинные намерения, идут в разрез с ценностям мирового сообщества в XXI веке. В целях формирования гражданского общества, борьбы с радикальным национализмом и расизмом власти Азербайджана должны прекратить человеконенавистническую расистскую агитацию и пропаганду в СМИ и системе образования, остановить снос армянских и русских кладбищ, отказаться от призывов к войне и джихаду, от систематических военных провокаций на границе, остановить процесс приобретения вооружений в беспрецедентном количестве, предпринять меры по формированию благоприятного общественного мнения для мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и взаимного признания в интересах обоих народов.
Переговоры несовместимы с пропагандой войны, ксенофобией и стрельбой снайперов. В Азербайджане должны понять, что Нагорно-Карабахская Республика это не враг, а сосед, что карабахцы обустраивают свой дом — Нагорный Карабах для достойной и свободной жизни не за счет кого-либо и не в ущерб кому-либо. В мыслящей части азербайджанского общества растет осознание того, что Нагорный Карабах это сосед, что им не нужен захват Карабаха, что азербайджано-карабахский конфликт создает проблемы для развития Азербайджана, для его демократизации, что необходима смена вектора развития, выход из тупика конфронтации с НКР без национальной катастрофы.
Азербайджану следует признать концепцию мирного сосуществования и сопроцветания, что создаст условия для движения Азербайджана к свободе, демократии и благосостоянию. В условиях обострения глобальной конкуренции, только прокарабахский Азербайджан сможет занять достойное место в мире. Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах) является давным-давно состоявшимся государством и фактором стабильности в Закавказье, что признается многими в мире. Нагорно-Карабахская Республика — ответственное государство, никому не угрожающее войной, не предъявляющее территориальных претензий к соседям, не требующее незамедлительного вывода азербайджанских войск с оккупированных земель Нагорного Карабаха.
В отличии от Азербайджана, НКР осознавая себя состоявшимся, успешным и компетентным государством готова к прямым азербайджано-карабахским переговорам. В последнее время полноценных переговоров нет. Тупик в переговорном процессе во многом объясняется тем, что НКР продолжает де-юре оставаться стороной конфликта, но де-факто отстранена от участия в переговорном процессе в МГ ОБСЕ. Формат переговоров, в котором участвуют только Армения и Азербайджан является нарушением принятых в ОБСЕ официальных решений Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского Резюме действующего председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта и не отражает суть конфликта, основными сторонами которого являются НКР и Азербайджан.
Важно подчеркнуть, что Азербайджан не полномочен решать вопрос участия или неучастия НКР в переговорном процессе, так как этот вопрос трехстороннего формата юридически закреплен в основополагающих документах ОБСЕ. Азербайджан — слабое звено переговоров. Позиция властей Азербайджана, если её вообще можно квалифицировать как серьезную переговорную позицию, состоит исключительно из ничем не обоснованных территориальных претензий к НКР и сводится к требованию передачи Баку на первом этапе семи реинтегрированных исторических районов Нагорного Карабаха для создания удобных плацдармов для военного захвата всего Нагорного Карабаха на втором этапе. Разрастаются и территориальные претензии на земли Республики Армения, которые бакинские власти называют «Западным Азербайджаном».
Архаизм ничем не обоснованных азербайджанских территориальных претензий повторяет и напоминает нелепые требования лидеров «Аль-Каиды» к Испании вывести свои войска из Южной и Центральной Испании (районы Толедо, Гранады, Севильи, Кордовы, Кадиса, Валенсии, Сарагосы) и передать больше половины испанской земли маврам. Аналогичные требования предъявляются и к Португалии — в отношении Алгарве, к Италии — в отношении Сицилии, Сардинии, Калабрии, к Греции — в отношении Крита, к Франции — в отношении Лангедока.
6 февраля 2010 г. в интервью телеканалу Euronews президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «Азербайджан никогда не согласится на независимость Нагорного Карабаха и не примет никаких механизмов или процедур, способных потенциально привести к его отделению». Тем самым, Баку наглядно продемонстрировал, что продолжает политику отрицания международного права, императивно констатирующего право народов на самоопределение, на основе механизмов и процедур которого возникло большинство государств, в том числе и сам Азербайджан. Президент Азербайджана также демонстративно отказался и от так называемых Мадридских принципов, в основе которых лежит принцип самоопределения народа Нагорного Карабаха.
Первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, в 1992-1996 гг. глава российской посреднической миссии, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров подчеркивает: «Ясно, что президент Азербайджанской Республики не собирается соблюдать своих обязательств по возможному соглашению, а только «получить своё» без взаимности, а лучше и без надежных гарантий мира. Вот в чём соль дела.
У Баку опыта невыполнения даже официально подписанных соглашений не занимать. Очевидный пример — соглашение по инцидентам от 4 февраля 1995 г.». Как и в годы азербайджано-карабахской войны 1991-94 гг., Азербайджан продолжает нарушать Резолюции СБ ООН № 822, 853, 874, 884, что выражается в продолжении боевых действий в виде эскалации диверсионно-террористических атак на НКР, угроз снова прибегнуть к военной силе, отказе от прекращения враждебных актов в виде экономической, транспортной и энергетической блокады Республики Армения и НКР, отказе от прямых переговоров с Нагорно-Карабахской Республикой. Бакинская администрация, ставя под сомнение суверенитет НКР, утверждает, что, якобы, только Азербайджан имеет право принимать решения о статусе Нагорного Карабаха. Но в международном праве нет ни одной нормы, обязывающей самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. Наоборот, в Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. подчеркивается, что каждое государство обязано проявлять уважение к воле народов, а также иметь в виду, что подчинение народов иностранному игу является нарушением принципа самоопределения и противоречит Уставу ООН.
Попытки кем-либо обсуждать статус НКР, поползновения узурпировать этот вопрос являются нарушением международного права, возвращением в прошлые века колониальных захватов и не соответствуют цивилизованным нормам урегулирования XXI века. Принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить понятию территориальной целостности государств, так как они применяются к разным сферам международных отношений. В Уставе ООН принцип территориальной целостности государств вообще не фигурирует. Соответствующее положение п. 4 ст. 2 устанавливает лишь, что государства — члены этой организации «воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций». Устав ООН рассматривает территориальную неприкосновенность государств как запрет на внешнее посягательство, на применение силы для захвата территории одного государства другим. Принцип нерушимости государственных границ вступает в силу в случае их нарушения со стороны другого государства. Но в случае с азербайджано-карабахским конфликтом нет внешнего фактора, а есть конфликт между НКР и Азербайджаном, двумя государствами, образовавшимися на территории бывшей лоскутной Азербайджанской ССР. Это понимают в Азербайджане и именно поэтому стараются подменить конфликт между Азербайджаном и Нагорным Карабахом на конфликт между Азербайджаном и Арменией.
Но общепризнанным фактом, юридически зафиксированным в документах ОБСЕ, ООН и многочисленных других международных организаций, является то, что именно Нагорный Карабах является основной стороной азербайджано-карабахского конфликта. Азербайджан пытается поставить под сомнение и территориальную целостность НКР, заявляя, что якобы оккупированы семь районов Азербайджана. Но Нагорный Карабах (Арцах) в географическом и историческом аспекте больше, чем бывшая НКАО и современная НКР. По международному праву Нагорный Карабах имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был противоправно оккупирован и аннексирован Азербайджаном в 1921 году. Согласно нормам международного права, раздел властями Азербайджана аннексированного Нагорного Карабаха на территории с разным административным статусом не меняет статус всего Нагорного Карабаха как оккупированной и аннексированной территории.
К примеру, решения нацистской Германии по разделу оккупированных стран Европы на территории с разным административным статусом и аннексии ряда территорий квалифицируются как юридически ничтожные. Одним из важнейших принципов урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является принцип восстановления территориальной целостности НКР.
Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г. «О представлении независимости колониальным странам и народам» подчеркивает: «Все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостности их национальной территории… Целостность их национальной территории должна уважаться». Международными прецедентами могут служить: деколонизация и воссоединение Уолфиш-Бея и Пенгуин с Намибией (Луандская декларация 1987 г. ООН по самоопределению Намибии с восстановлением ее территориальной целостности), бывших испанских колоний Ифни и Танжера с Марокко и др.
Основанные на фальсификациях и ничем не обоснованные территориальные претензии Азербайджана к НКР следует рассматривать как неуместные, неприемлемые и несоответствующие поиску взаимоприемлемых решений по вопросу заключения мирного договора. Урок неурегулированности азербайджано-карабахского конфликта и роста постоянных угроз бакинской администрации возобновить агрессию, систематических азербайджанских военных провокаций на границе состоит в том, что только переговоров недостаточно для обеспечения мира и урегулирования. Необходимо также наличие ответственного и обязательного отношения к международному праву. Именно оно определяет нормы справедливого и долгосрочного мира.
Бакинская администрация демонстративно игнорирует международное право. Участие Азербайджана в переговорах можно воспринимать всерьез лишь после того, как он признает НКР и подпишет соглашение о неприменении силы в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта. Если Азербайджан отказывается признать независимость НКР, как того императивно требует международное право, то в ответ международному сообществу ничего не остается, как принудить Азербайджан уважать международное право. Затягивание решения этого вопроса фактически поощряет деструктивную политику Азербайджана, подталкивают бакинскую администрацию действовать более агрессивно, вплоть до развязывания новой военной и террористической агрессии.
Затягивание окончательного признания НКР, игнорирующее объективные реальности международной жизни, давно стало фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения. Согласно декларативной теории признания государств, признание констатирует появление адресата признания и служит механизмом, облегчающим осуществление с ним контактов. Большинство юристов-международников считают, что именно декларативная теория признания отвечает реальностям международной жизни.
В статье № 3 «Конвенции о правах и обязанностях государств», которая была подписана в Монтевидео (Уругвай) 26 декабря 1933 г., зафиксировано, что «политическое существование государства не зависит от признания другими государствами». В статье №1 дано юридическое определение государства — субъекта международного права, которое должно обладать следующими характеристиками: а) постоянное население; б) определенная территория; в) правительство; и г) способность вступать в отношения с другими государствами.
Очевидно, что НКР обладает всеми перечисленными характеристиками. Таким образом, подписание «Конвенции о правах и обязанностях государств» такими странами, как США, Гондурас, Сальвадор, Доминиканская Республика, Гаити, Аргентина, Венесуэла, Уругвай, Парагвай, Мексика, Панама, Гватемала, Бразилия, Эквадор, Никарагуа, Колумбия, Чили, Перу, Куба, налагает на них юридические обязательства квалифицировать НКР как независимое государство.
11 марта 1999 г. в Страсбурге Европарламент принял резолюцию по Нагорному Карабаху, в которой отмечалось, что «в сентябре 1991 года НКАО декларировала свою независимость после развала СССР и аналогичных деклараций бывших Союзных Республик». Тем самым была признана международно-правовая обоснованность провозглашения карабахской независимости, аналогичная другим союзным республикам. У НКР есть все достаточные основания для членства в ООН.
Цивилизованное и прочное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих принципах: определение статуса НКР — исключительное право народа Нагорного Карабаха, окончательное признание международным сообществом государственной независимости НКР, взаимное признание независимости НКР и Азербайджанской Республики, восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха, мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой.
Почти 100-летний азербайджано-карабахский конфликт слишком затянулся, ждать в ситуации, когда Азербайджан не готов к компромиссам, увеличил свой военный бюджет, грозится войной и даже джихадом, устраивает провокации на границе, саботирует переговорный процесс, никакого смысла нет. В этой ситуации, ничем не объяснимая задержка мировым сообществом окончательного признания независимости НКР ведет переговорный процесс в никуда, стимулирует власти Азербайджана к усилению агрессивности и ужесточению позиции, увеличивает риск нестабильности в регионе.
2 ноября 2008 г. в Москве президентами Азербайджана, Армении и России была подписана Декларация по Нагорному Карабаху. В каждом ее пункте подчеркнута необходимость урегулирования конфликта политическим мирным путем. Но уже 26 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил итальянскому телеканалу «RAI International», что Декларация не лишает Баку права решить этот конфликт военным путем. Баку в очередной раз фактически отказался от своей подписи под международным документом.
Сопредседатели МГ ОБСЕ — Россия, США и Франция выступают за исключение возможности силового решения азербайджано-карабахского конфликта. Систематические реваншистские заявления президента Азербайджана и военные авантюры на границе направлены не только против НКР, но и на подрыв авторитета России, США и Франции.
Президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян 22 мая 2011 г. в интервью «Эхо Москвы» подчеркнул: «Мы считаем, что в лице политического руководства Азербайджана сегодня проявляется новая форма терроризма, и она не касается только Карабаха и карабахского народа, армянского народа. А эта угроза в равной степени находится и к мировому сообществу, всей цивилизации».
Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличии от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы признают право Нагорного Карабаха на самоопределение. Совместное окончательное признание ими независимости НКР способствовало бы обеспечению их национальных интересов. Является ли держава ответственной или нет определяется также и тем, способна ли она предотвратить и пресечь агрессию против других стран и народов. Это признание явится превентивной мерой против новой агрессии Азербайджана и придаст динамизм переговорному процессу. Если бы в 1991 г. мировое сообщество в полном соответствии с нормами международного права признало бы НКР, то не было бы войны, а конфликт был бы давно урегулирован.
Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел НКР
ИА REGNUM