В 1994 турки бежали от нас «быстрей, чем заяц от орла»

6 Окт 2012 | Автор: | Комментарии к записи В 1994 турки бежали от нас «быстрей, чем заяц от орла» отключены

В 1988г. М.Горбачев, требуя отказаться от борьбы, шантажировал нас, угрожая резней полумиллиона армян, живших тогда в Азербайджанской ССР, хотя подавляющее большинство их жило на своей исконной территории, причем еще задолго до появления тюркских племен. Мы тогда не поддались на шантаж; в результате, пусть ценой потерь и обретений, мы сегодня имеем то, что имеем.

В 1994 г., когда турки бежали от нас «быстрей, чем заяц от орла», и вся территория до Куры была свободна от противника, лезгинское общенациональное движение «Садвал» было готово к выступлению против турок. Под согласованными ударами с двух сторон политический бастард под названием «Азербайджанская Республика» быстро перестал бы существовать. Все, однако, пошло по-другому. Умом Россию не понять: до сих пор невозможно найти разумного объяснения разгрому Россией «Садвала». То ли русские в очередной раз, как в 1920г., купились на льстивые посулы кавказских турок, то ли ЕБН в пьяном угаре решил облагодетельствовать своего партайгеноссе Г.Алиева, то ли этим своим шагом Россия хотела показать северокавказцам, что границы Ленина и Сталина не могут быть изменены, то ли что-то еще… Факт остается фактом: Россия уничтожила «Садвал», не дала нам выйти к Куре – естественной природной и исторической нашей границе с Алванком – Кавказской Албанией, родиной лезгин, удин, аварцев, рутулов, хиналугцев и других народов, известных нашей историографии как гаргареи — гортанноязычные. Наша теперешняя граница с турками Азербайджана – ни рыба ни мясо; пока в неволе остаются Гардманк, Утик и Нахиджеван, она не может быть окончательной. Недовоеванность этой войны питает и турок иллюзиями на реванш. Отчасти они правы: либо у нас будет граница по Куре с гаргареями, либо турки кавказские объединятся с турками анатолийскими — третьего не дано.

А ведь выступи тогда «Садвал», расклад сейчас был бы совершенно иным. В благодарность за непротивление воссозданию Кавказской Албании гаргарейские народы стали бы верными союзниками России – кавказцы умеют быть благодарными. Мы бы имели общую с Россией сухопутную границу, что разрешило бы многие неразрешимые сегодня для нас, а еще больше для России проблемы: и продажу, и транпортировку каспийских углеводородов в ее обход, и проблему Габалинской РЛС, которая построена на самых что ни на есть удинских землях, в Куткашене, и Грузия тотчас бы вспомнила, откуда восходит ее солнце…

Лет десять с лишнем назад мне довелось общаться с одним высокопоставленным российским генералом. На мой вопрос «Как же так получилось? Ладно, политики не разобрались, но военные, Генштаб должны были сознавать стратегическую значимость Лезгистана?» последовал ответ, что такого предательства своих национальных и государственных интересов Россия еще не знала.

Сейчас кавказские турки шантажируют Россию Габалинской РЛС, требуя взамен всех и всяческих привилегий. Они имеют на это право; всего два года назад Россия подарила Азербайджану два лезгинских села с домами, землями и населением – как при крепостном праве. В надежде на какие-то эфемерные предпочтения она старается не злить турок, и те сполна этим пользуются. Рыкнут – сразу станут маленькими и безобидными: ведь говорит же их пословица: «Руку, которую не можешь отрубить, поцелуй и приложи ко лбу». Никаких иных вариантов, кроме отрубить и поцеловать, этот народ не знает.

Однако все в мире изменяется, и если есть под луной что-то постоянное, то это два обстоятельства: неотвратимость перемен и стремление народов к свободе. В наш век проповедуемого космополитизма и анациональности народы бешено сопротивляются навязываемой политике, инстинктивно понимая простую истину: сохраниться как народ, нация «с лица необщим выражением», как единый целостный организм, а не как хаотический набор индивидов «без руля и без ветрил» можно, только будучи независимыми, самим определяя свою судьбу. Во всех других случаях, при любом «самом высоком уровне автономии» народ обречен на ассимиляцию — иногда растянутую во времени, но от этого не менее болезненную. Ничем, никакими пряниками и посулами нельзя обмануть народ, принявший решение бороться за независимость: это решение на уровне инстинкта самосохранения – основного инстинкта, ибо, как показывает мировой опыт, народы, потерявшие этот инстинкт, теряют и желание к воспроизводству.

Лезгины – самый крупный разделенный народ на Кавказе, и никто не сможет убедить их в том, что немцам объединяться было можно, а им нельзя и что пришлые кавказские турки имеют больше прав на их родину, чем они сами, что они должны стать всего лишь генетическим материалом для строительства «азербайджанской», а на самом деле турецкой нации.

Беда турок в том, что они пришли из своих закаспийских степей не на пустое место, а в страны, давно уже обустроенные и облагороженные коренными народами, населяющими их буквально от начала веков. И эти народы имеют свою культуру, свои обычаи, которые отличаются от их, кочевников, обычаев. Эти обычаи и эта культура не лучше и не хуже тюркских (культуры не могут быть плохими или хорошими) – они просто разные, и, как показало время, взаимоисключающие. Тюркская элита, набранная из отступников бывших и нынешних, очень хорошо осознает это. У тюрок тоже говорит инстинкт самосохранения; как всякие паразиты, они могут сохраниться и выжить только за счет своего «хозяина», только питаясь его плотью. А согласен ли на это «хозяин»?

«Садвал» – лезгинское общенациональное движение самосохранения — опять выходит на политическую сцену. Путь к свободе у каждого народа свой, и этот путь надо пройти самим, теряя и находя друзей, обжигаясь и приобретая бесценный опыт. Двадцать лет назад и лезгины, и русские были другими; понадобилось двадцать лет, чтобы лезгины поняли: когда тебя притесняют, когда унижают твое национальное достоинство, надо бить не в колокола, а в морду обидчику. По опыту армянина могу заверить: действует безотказно. За эти двадцать лет выросло новое поколение лезгин, оно обладает новым, бесценным опытом, какого не было у прежних садваловцев, оно обогащено опытом отцов и дедов, оно увидело, «как течет Зангу и день встает над вражеской могилой». Сейчас оно знает: не так страшен турок, как стремится казаться, можно и его бить. И еще знает: в этой вечной борьбе оседлости с кочевничеством у него есть и союзники. Лезгины не одиноки, однако союзники могут помочь, поддержать, посоветовать; дорогу к свободе надо проходить самим лезгинам. Они — самый крупный из гаргарейских народов, уже это предопределило их ведущую, организующую, консолидирующую роль в национально-освободительной борьбе против турок. Лезгины вышли на дорогу, ведущую к свободе.

Никто, даже сам Господь Бог, не вправе становиться между народом и его свободой. Мушег Галшоян писал, что земля, как и женщина, всегда помнит того, кто провел по ней первую борозду, и никогда не изменяет ему. Пришедшие завоеватели – арабы, турки — заставили гаргареев отречься от христианства, стать мусульманами, но не смогли и уже не смогут сделать их манкуртами, отказаться от своей истории и родины, от своей национальной самобытности.

Раздан МАДОЯН

Голос АРМЕНИИ

Другие статьи категории "Азербайджан":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.