Ореховая республика
Все совершалось с калейдоскопической пестротой, кинематографической быстротой и детективной таинственностью…
О пытках в Глданской тюрьме N8, расположенной в Тбилиси, 18 сентября первым сообщило грузинское МВД, выложив на своем сайте видеоматериалы с издевательствами над заключенными, в том числе и несовершеннолетними. Как сообщалось, видео отсняли сами тюремщики. Щадя чувства народа, МВД показало наиболее «мягкие» сцены, однако чуть позже, в тот же день, в эфире оппозиционных телеканалов «Маэстро» и «9-й канал», принадлежащих сопернику М. Саакашвили на выборах, Б. Иванишвили, были показаны более жестокие кадры пыток, сопровождавшихся изнасилованиями. Журналисты сообщили, что получили их от бывшего сотрудника тюрьмы, бежавшего в Бельгию, Владимира Бедукадзе. Беглец утверждал из Брюсселя, что глава МВД Бачо Ахалая, в частности, лично поручил изнасиловать резиновой дубинкой заключенного Александра Тетрадзе, который от этого скончался. «Я готов доказать свои слова. Подтверждающие видеокадры лежат в сейфе Бачо Ахалаи». Интересно, что этот «разоблачитель», записывая на видео пытки, фактически стал соучастником преступления, а затем еще и заработал на этом, получив от заказчиков компромата два миллиона долларов.
Народ вышел на улицы. Властям пришлось принимать меры.
В тот же день было распространено официальное сообщение, в котором отмечалось, что «по обвинению в нечеловеческом обращении с заключенными» задержаны начальник отдела безопасности тюрьмы Леван Пурцхванидзе, контролер Леван Пхаладзе и инспектор Борис Парулава. Четвертый обвиняемый – В. Бедукадзе, уволенный в мае 2012 года, был объявлен в розыск. Несколько дней спустя на границе Грузии с Арменией задержали еще одного сотрудника — Давида Акобия, кстати, оспаривающего авторство Бедукадзе.
Затем задержали еще одного контролера, Мамуку Чхитунидзе, которому предъявили обвинение по статье «Пытки». Он стал 12-м задержанным по данному делу. Среди других — сотрудники департамента по исполнению наказаний (в том числе его замруководителя Гага Мкурналидзе), а также работники Глданской тюрьмы. В розыск объявлен еще один бывший сотрудник.
Власти публично выразили возмущение увиденным и пообещали примерно наказать виновников. Соответствующие заявления сделали президент Михаил Саакашвили и премьер Вано Мерабишвили, бывший глава МВД, реформатор грузинской полиции, который заявил, что лично позаботится о том, чтобы в пенитенциарной системе отныне и впредь подобного не происходило. Власти предложили создать независимую группу из парламентариев, прокуроров, адвокатов, представителей НПО, международных экспертов.
Как и следовало ожидать, оппозиции этого оказалось недостаточно.
Чтобы сбить накал страстей, власти пожертвовали министром по делам исполнения наказаний Хатуной Калмахелидзе, одной из «девочек для эскорта» М. Саакашвили; она подала в отставку, естественно, с соответствующей душещипательной формулировкой о моральной ответственности за случившееся на вверенном родиной участке и пр. Демонстранты на этом не успокоились: все и так знали, что Х. Калмахелидзе ничего не решала, а сидела на должности только за красивые глаза и длинные ноги. Решал Бачо Ахалая, занимавший это кресло до Х. Калмахелидзе, а затем перешедший в МВД: накануне решающей схватки за власть М. Саакашвили был нужен верный человек в этой системе, поскольку, как известно, в Грузии все решает МВД: мы говорим — Грузия, подразумеваем — МВД, говорим — МВД и так далее. Пришлось сдать и Б. Ахалаю…
Власти начали неуклюжую контратаку: заявили, что пытки и скандал были организованы сидящим в этой же тюрьме одним из сторонников «Грузинской мечты», бывшим генерал-майором, бывшим борцом с криминалом Тамазом Тамазашвили, который в прошлом году был осужден за незаконное хранение подброшенного, по утверждению его сторонников, оружия, а на самом деле является политзаключенным. По утверждению МВД, он подкупил охранников, чтобы те избивали заключенных и снимали это на видео (для использования записи оппозицией как компромата против власти). Непонятно, однако, почему на это пошли законопослушные рыцари решеток и замков и что им было обещано за фактическую дискредитацию власти, которой они служат и которая их кормит. Вины с тюремщиков это не снимает, а лишь свидетельствует против власти и о ее слабости.
Руководство Грузии также клятвенно пообещало, что будет проведена реорганизация пенитенциарной системы. А до тех пор, до ее завершения, в тюрьмы будут направлены сотрудники полиции, чтобы присматривать там за порядком.
Скандал между тем ширится и набирает обороты.
24 сентября заключенные Ксанской колонии N15 (в 40 км от Тбилиси) заявили, что их также подвергали избиениям и пыткам. В министерстве обещали рассмотреть жалобу. Во вторник, 25 сентября, новоназначенный министр — бывший омбудсмен Георгий Тугуши сообщил, что да, в грузинских тюрьмах, не уточняя в каких, действительно выявлены новые факты жестокого обращения с заключенными.
Митингующие между тем стали требовать отставки министра обороны Д. Шашкина. При чем министр обороны? А дело в том, что в Грузии с приходом М. Саакашвили сложился оригинальный управленческий аппарат из людей, которые, как пелось в песенке из советского фильма эпохи перестройки: «мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем». Среди этих самых «гордецов» и Ахалая (их два брата, один другого круче), и министр экономики В. Кобалия, и Х. Калмахелидзе (с этими двумя послушными и милыми созданиями М. Саакашвили решил сразу две задачи: показал западным спонсорам, что является сторонником увеличения представительства женщин в правительстве, и обеспечил себя приятным окружением) и Д.Шашкин. До того как стать министром обороны, он был министром образования, а до того — министром исполнения наказаний, в качестве какового и несет свою долю ответственности за состояние грузинских тюрем.
Справедливости ради надо отметить, что все эти министры в некотором роде без вины виноватые. Состояние пенитенциарной системы прямое следствие политики власти после «революции роз». «Мы объявили политику нулевой терпимости, мы должны загнать каждого в тюрьму в рамках закона, — с гордостью заявлял грузинский президент. — Мы добьемся того, чтобы никто не выходил с условным наказанием». В тюрьмы стали сажать даже за самые незначительные преступления, Грузия быстро вышла в мировые лидеры по количеству сидельцев на душу населения, а власти заявили всему свету, что у них искоренена организованная преступность, что вызвало слезы умиления и восторга у экзальтированных особ вроде Л. Бураковой. На самом деле воры в законе, по числу которых на душу населения Грузия также на первом месте если не в мире, то уж среди бывших союзных республик точно, просто перебрались в соседние страны, продолжая оттуда свою деятельность.
Сказать, что пытки в тюрьмах стали неожиданностью для властей – значит погрешить против истины. О них многажды говорили на самых разных уровнях самые разные правозащитные организации, в частности, в связи с делом В.Чахаляна и др. армян, посаженных по сфабрикованным обвинениям. Правозащитники отмечали, что условия содержания многих осужденных по-прежнему неудовлетворительны, что их права нарушаются. Почти половина доклада омбудсмена за 2011 год (несколько сотен страниц) была посвящена ситуации в тюрьмах, а также в местах предварительного заключения. «Проблема ненадлежащего обращения остается одним из главных вызовов пенитенциарной системы Грузии, — констатировал «народный защитник», ставший теперь главным тюремщиком. — Среди сотрудников системы укоренился синдром безнаказанности, и зачастую руководство ряда учреждений в большей степени заботится о сокрытии проблемы, нежели об ее урегулировании». Согласно докладу, за злоупотребления, допущенные по отношению к заключенным, был привлечен к ответственности только один служащий тюремной системы.
Тюремный скандал сразу же стал частью предвыборной борьбы, для чего, собственно, и затевался. Оппозиция организовала акции «стихийного» протеста. В «Грузинской мечте» виноватого нашли сразу: президент Грузии Михаил Саакашвили, «создавший репрессивную систему».
Власти парировали удар..
Хатуна Калмахелидзе, еще будучи министром, заявила, что «в последние несколько недель со стороны политически мотивированных лиц имел место заказ создания разных ситуаций в системе исполнения наказаний, была попытка заказать беспорядки». Говорят, что, по оперативным данным полиции, находящиеся на свободе воры в законе передали в ИУ указания начать внутренние бунты.
Но это не единственная причина. Омбудсмен Грузии, комментируя произошедшее, отметил, что неоднократно обращал внимание властей на нарушения прав человека в пенитенциарной системе (и в Глданской тюрьме в частности), жаловался на это прокуратуре, но без толку.
До выборов в Грузии осталось совсем ничего. Очевидно, что и оппозиция, и власти постараются извлечь из скандала максимум дивидендов. Как это отразится на пенитенциарной и судебной системеГрузии, вспомнят ли о сидельцах после выборов, сделают ли власти (кто бы их ни представлял после выборов) надлежащие выводы – ответы на эти и подобные вопросы будут уже скоро. Если будут… К сожалению, вся недолгая история независимой Грузии свидетельствует о том, что законной смены власти в этой стране не бывает, – только перевороты и революции. Оппозиция уже заявила, что если результаты выборов ее не удовлетворят, т.е. она не получит власть, то выведет на улицы своих сторонников. Но если эти результаты удовлетворят ее, то значит, не удовлетворят власти нынешние. А у той есть свои сторонники плюс репрессивный аппарат. Кто будет в азарте борьбы помнить о тех, кого посадили и пытают?
А пока… Президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Риккардо Мильори обеспокоен арестами представителей оппозиции и гражданских активистов в Грузии накануне предстоящих парламентских выборов 1 октября.
Католикос-патриарх всея Грузии Илия Второй провел встречу с представителями студенчества, на которой обсуждались события в стране и те аресты, свидетелями которых стала общественность Грузии за последние несколько дней.
В знак протеста и в знак солидарности с заключенными покинул свой пост консул Посольства Грузии в Турции Гела Джапаридзе.
Трон зашатался?..
P.S. Почему «ореховая республика»? Будущее светило российской экономической мысли, а в настоящем – апологет «грузинского чуда», автор книги «Почему в Грузии получилось» Лариса Буракова, не давая никому вставить слова, намедни утверждала в эфире RBC в передаче «Гуантанамо по-грузински», что сельское хозяйство Грузии находится на подъеме, поскольку страна экспортирует орехи. Л. Буракова незнакома с местными реалиями, иначе бы знала, что внешне здоровый орех иногда может быть пустым, без ядра.
Раздан МАДОЯН
Голос АРМЕНИИ