Древняя Армения – страна библейской радуги
«Что общего между вороном и письменным столом?» — этот вопрос был задан Шляпником в известной сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Причем, сам автор признавался, что на время написания сказки у него самого не было ответа на эту загадку.
А что может быть общего между именами таких известных людей, как генералиссимус Александр Суворов, маринист Иван Айвазовский, священник Павел Флоренский, писатель Василий Немирович-Данченко, поэт Булат Окуджава и многими, многими другими, и такой древней и легендарной страной – Арменией?
В данном случае у нас есть ответ, и связующим звеном между Арменией и этими людьми, вписавшими свои имена в историю славного военного, искусствоведческого, литературного и интеллектуального прошлого нашей страны, это то, что все они принадлежали к великому армянскому народу. Казалось бы, даже таможенник-герой из фильма «Белое солнце пустыни» актер Павел Луспекаев и тот при заполнении советских анкет в известной «пятой графе» всегда с гордостью писал – «армянин». А его фамилия восходит к армянскому княжескому роду – Лусбекян.
Армения… У обывателя, который успел пожить среди братских пятнадцати советских республик, сразу возникают определенные ассоциации – это, в первую очередь, горная вершина Арарат (причем, находящаяся сегодня на территории Турции) заснеженная шапка которой украшала этикетку всесоюзно известного одноименного коньяка.
Армения — это искреннее гостеприимство (со своей неподражаемой кухней), свойственное всем кавказским народностям. Ещё это — абрикосы, гранаты, виноградные гроздья, которыми Армения щедро делилась со всеми братскими народами, наполняя наши рынки.
Но ещё Армения — это и печально известная трагедия 1988 года в Спитаке, которая не оставила безразличной ни один народ, проживавший в большой «семье» бывшего СССР. А также драматические события в Нагорном Карабахе, унесшие жизни многих молодых солдат.
И несмотря на то, что вроде бы поверхностно Армения нам известна: история — по книгам, природа, исторические памятники — по фотографиям, а из средств массовой информации у нас есть возможность узнать о текущих событиях, но все таки Армения для многих из нас подобна айсбергу, религиозная, культурная, историческая часть которого представляется скрытой.
Мое личное знакомство с Арменией началось издалека – в прямом смысле. А именно в Венеции… на конференции по библеистике. Восторг от увлекательнейшего доклада профессора священника Богоса Левона Зекияна и посещение острова в Венецианской лагуне San Lazare de Armeni подтолкнуло к более глубокому изучению культуры, истории и традиций этого уникального народа. Кстати, врожденное для армян стремление к постижению неизведанного я для себя отметил в монастырском музее на Венецианском Армянском острове, где собрана уникальная коллекция византийского стекла, артефактов из Египта, Шумера. Основной достопримечательностью музея монастыря является египетская мумия Неметхетамона (XV в до Р.Х.).
Ковчег Ноя и каменный паспорт Еревана
Каждый народ территориально привязан к какой-то части суши нашей планеты. Что касается армянского народа, у него есть две родины: одна историческая, а другая — доставшаяся в результате политической несправедливости. И эта территория сегодня равна площади современной Киевской области.
Моему удивлению не было предела, когда я впервые увидел карту, зафиксировавшую кульминационную точку расширения границ Армянского государства времен Тиграна Великого (I в. до Р.Х.). Восточная часть современной Турции, современные Ливан и Сирия, частично север современного Израиля и Иордании, а также частично север Ирака и Ирана, Азербайджан, Грузия – все это некогда Великая Армения.
Действительно, исторической родиной армян является Армянское нагорье, которое можно назвать «горным островом» по отношению к Анатолийскому и Иранскому плато, расположенным ниже. Именно отсюда берут начало пять самых больших рек Ближнего Востока: Евфрат, Тигр, Арацани, Чорох, Куры. В самом центре Армянского нагорья возвышается самая высокая точка Ближнего Востока — библейская гора Арарат, на вершине которой остановился Ковчег патриарха Ноя. Можно предположить, что именно на той части суши, которую впервые увидел Ной после потопа, и появился впоследствии город Ереван, ведь на армянском языке «еревал» или «еревангал» означает «появляться», «показаться», этимологически подтверждая эту гипотезу.
Клинописный каменный «паспорт» Еревана сегодня экспонируется в государственном музее Армении, а по его данным Ереван старше даже Вечного города (Рим), основанного в 753 г. до Р.Х. на 29 лет!
За 500 лет до помазания первого царя в Израиле в Армении в середине II тысячелетия до Р.Х. уже было создано государство, объединившее все армянские племена в единый народ. Причем первоначально Армения называлась Айстан, а сами армяне даже сегодня именуют себя «ай». Нам, наверное, из советских учебников по истории Армения более известна как древнее государство Урарту, причем, так Армения именуется в клинописных источниках древней придворной ассирийской канцелярии.
«Ванское царство», «Царство Ервандуни», «Вхождение в состав Ахеменидской державы», «Селевкиды и Армянские царства», «Армяно-Понтийский союз» и прочее – это все сухие названия параграфов из учебника по истории Армении. Но даже беглый взгляд по оглавлению уже заставляет проявить некоторое уважение к народу с таким прошлым.
Христианская Армения
Если когда-то при решении кроссвордов вам придется отвечать на вопрос: какое государство впервые стало христианским? Знайте: это – Армения. В то время, когда в западной и восточных частях Римской империи ещё продолжал куриться дым перед римским и эллинским пантеонами языческих богов и не были прекращены гонения на христиан, в Армении евангельское семя, посеянное апостолами Фаддеем и Варфоломеем, логично произросло в колосок грандиозного события 301 года. Именно в этот год Армения стала первым в мире христианским государством. Для сравнения – несмотря на то, что император Константин Великий в 313 году прекратил гонения на христиан, а в 325 году был созван Первый Вселенский Собор, все же Византийская империя официально стала христианской державой только после принятия эдикта императора Феодосия І в 380 году!
Первым Предстоятелем Армянской Церкви стал миссионер-труженик, исповедник св. Григорий, которого армяне с любовью и гордостью называют «Просветитель».
Связь Армении и соседки-сестры во Христе Восточной части Римской империи была очень тесной. На протяжении долгого времени (вплоть до 387 г.) все католикосы (kaqolikoz — всеобщий (епископ)) — от св. Григория Просветителя до Нерсеса Великого — хиротонисались в Каппадокии. А сама Армения являлась митрополией Кесарийской Церкви. Примечательно то, что в подписи под актами Первого Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского, Малой и Великой Армении».
Литургическая традиция на протяжении этого периода, как и богослужебный язык, были едиными, а армянский епископат принимал активное участие в жизни Церкви Христовой.
Так, армянские делегаты принимали непосредственное участие в работе I и II Вселенских Соборов. Однако из-за раздела Армении в 387 г. между Персией и Римом новый католикос Исаак, оказавшись на территории персов, был заключен в тюрьму, вследствие чего армянская делегация не попала на III Вселенский Собор. Тем не менее, после освобождения из тюрьмы католикос Исаак созвал в 435 г. Аштишатский Собор, на котором анафематствовал Нестория, чем подтвердил каноническую симфонию с отцами III Вселенского Собора. Кстати, на этом же Соборе были преданы анафеме еще Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского собора – ведь ересь Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе. Но, став непримиримыми противниками ереси Нестория, армянские богословы непреднамеренно создали этим предрасположение к монофизитству (монофизитство (monoz — «один, единственный», fusiz «природа, естество») – доктрина, признающая во Христе только Божественную природу и совершенно отвергающая Его человечество).
Измена по-гречески
Ощущение соседства с таким сильным единоверным государством, как Византийская империя, породило иллюзию у армян, что в любой критический момент они могут рассчитывать на их заступничество. В этом и был трагизм той ситуации, в которой оказался армянский народ, и которая задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений между Византией и Арменией.
451 год в истории Церкви известен как год, в котором в г. Халкидоне проходил IV Вселенский Собор. На нем было осуждено монофизитство. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате, написали от всех слоев населения письмо с обоснованием отказа. Это и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению.
Армяне были вполне уверены, что в войне с персами за верность Христу они действительно получат обещанную накануне помощь от Византии. Однако персы уже успели получить от императора Маркиана параллельное заверение о невмешательстве…
26 мая 451 г. главнокомандующий Армянской армией Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность христианской вере в бою с несоизмеримо сильным противником. Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, который также был казнен персами немного позднее — в 454 г.
Понятно, что имя императора Маркиана стало ненавистным армянам, и свою ненависть к василевсу они перенесли и на оросы IV Вселенского Собора…
Дерзнем гипотетически предположить, что бумеранг предательства, некогда пущенный Византией по отношению к христианской Армении, вернулся назад в Константинополь в 1204 г., когда к его стенам подошли с высокоподнятыми христианскими знаменами, сверкая на солнце доспехами и обнаженными мечами, рыцари IV Крестового похода…
А ведь Византия многим обязана Армении. И не только в силу того, что императорская гвардия состояла из армян, подобно тому, как Папская гвардия в Ватикане состоит из швейцарцев. Вообще, военная мощь, военная организация и военный талант Византии – заслуга армян, как военачальников, так и простых солдат. Армянские пешие отряды и армянская кавалерия считались лучшими частями византийской армии, беззаветно преданными своему императору.
Кстати, из всех императоров Византийской империи 54, а это — 67 % , были армянами. И, как следствие, некоторые историки считают, что именно отстранение армян от руководства боевыми частями в канун IV Крестового похода и было причиной поражения под натиском турок.
Между молотом и наковальней
У историка Нейла Фолкнера в его книге «Апокалипсис, или Первая Иудейская война» я когда-то прочитал, что Армения являлась своего рода «Польшей Древнего Востока». Действительно, Армения имела настолько важное стратегическое значение, что спокойную жизнь страны постоянно нарушали военные марши армий империй, между которыми приходилось существовать Армении. К сожалению, площадкой для выяснения отношений между сверхдержавами в большинстве случаев выбиралась сама же буферная Армения, во многих конфликтах привлекавшаяся как одной, так и другой стороной.
«Армян невозможно победить, их нужно разделять» — эти слова произнес в IV в. до Р.Х. потерпевший поражение в Армении царь Дарий I. Эта доктрина оказалась не просто действенной, но и вневременной – на века.
После первого раздела Армении в 387 г. между Римской империей и Парфией её народ ещё не один раз переживал подобный перекрой между сверхдержавами. Так, второй раздел территории Армении произошел в 591 г., но уже между Византийской империей и Сасанидской Персией.
На протяжении всего этого периода армяне не сдавались и, сохраняя преданность вере во Христа, боролись за свою независимость. Свидетельством этому может быть создание и существование Киликийского Армянского царства в окружении Сельджукского Иконийского султаната, которому не смогла противостоять Византийская империя. Фактически этому христианскому островку было суждено стать второй родиной в Малой Азии рассеянных армян. Именно сюда из г. Ани был перенесен Престол Католикоса. Находясь в мусульманском окружении, князья Армянской Киликии чеканили свои золотые, серебряные и медные монеты со своим изображением и легендой (надписью) на армянском языке. Именно в этот период устанавливаются торговые связи с Венецией и Генуей.
Поразительно, но когда в XIII в. Мамелюкское Египетское государство одно за другим завоевало созданные крестоносцами в Палестине государства, единственным христианским государством на Ближнем Востоке оставалось Армянское Киликийское царство! И только в 1375 г. мамелюкам удалось все же сломить сопротивление армян, и христианская Киликия пала – армянский народ потерял государственность более чем на 500 лет.
1386, 1394, 1398, 1403 – это годы, в которые армия Тамерлана опустошала Армению, вследствие чего большая часть населения была уничтожена.
1453 г. – год захвата Константинополя турками-османами, после чего Османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока, под чьей властью оказались Балканские страны и вся Малая Азия. Третий раздел территории многострадальной Армении был как раз и произведен в 1555 г. между Османской Турцией и Сефевидским Ираном, а в 1639 г. после насильственной депортации 300 тысяч армян в Иран произошел четвертый передел Армении.
Армянский Ренессанс
Несмотря на такую трагическую судьбу Армении (автор сожалеет, что не может здесь остановиться подробней), именно в этот период армянская культура и искусство переживали свой Ренессанс. Именно в этот период с X по XIV век были созданы многие шедевры церковной хоровой музыки. Кстати, в это же время были изобретены «Хазы» — специальная система знаков для записи музыки, фактически аналог наших древнерусских крюков.
Расцвела армянская архитектура. В этот период были возведены храмы в Санаине, Ахпате, Кечарисе, Агарцине, Гошованке, а также вырублен в скальном массиве знаменитый монастырский комплекс в Гегарде. Наверное, самым известным зодчим этого времени можно назвать архитектора Трдата. Именно он взялся за реконструкцию разрушенного землетрясением купола храма Святой Софии в Константинополе, когда его греческие коллеги признали свое бессилие. Восстановленный Трдатом купол Святой Софии держится до сих пор!
Немногие знают, что до открытия в 1200 г. в Париже первого в Европе университета, в Армении уже существовали его аналоги, именуемые Вардапетараны (высшие школы), где изучались «7 свободных искусств». Отдельно имелись медицинские вардапетараны. А Гладзорский вардопетаран в 1280 г. по европейскому образцу первым в Армении получил титул университета, имея два факультета: богословский и юридический. Возрождение переживала и литература. Именно в этот период Григор Нарикаци написал «Книгу скорбных песнопений», которая сегодня переведена на многие языки мира.
Говоря о гении архитектора Манвела, создателя храма Сурб Хач (Святой Крест) и портовой гавани на острове Ахтамар, нельзя не упомянуть о знаменитых армянских «хачкарах», которые создал этот талантливый человек.
Хачкары – это особый, чисто армянский вид каменного декаративно-прикладного искусства. В центре помещался изящно украшенный узорами и переплетением линий крест. Причем, ни один хачкар, даже одного и того же мастера не повторялся!
Вардопет Месроп Маштоц
Что необходимо посетить в современной Армении человеку, который хочет познакомиться с этой страной поближе, так это Матенадаран – главное хранилище книг. Чего не было в истории армянской книги, так это скатанных в рулон манускриптов. Первые образцы дошедших до нас армянских книг V – VI вв. сброшюрованы, прошиты и имеют переплет и обложку.
Армянская традиция связывает создание армянской письменности с письменным переводом книг Священного Писания (первая книга Священного Писания переведенная с сирийского на армянский язык – книга Притч.). Хотя до появления нового алфавита «Еркатагир» помимо клинописи, арамейского и греческого языка у армян был свой способ письма. Но, к сожалению никаких эпиграфических свидетельств и артефактов с фиксацией древних записей до нашего времени не сохранилось.
Месроп Маштоц – человек, которому принадлежит создание армянского алфавита. Сегодня армяне, читая газеты, отправляя смс-сообщения, иногда даже не задумываются каким сокровищем они владеют.
Когда-то известный лингвист Мейэр сказал о том, что «армянский алфавит – это шедевр». Действительно, уникальность армянской азбуки из 36 букв заключается в том, что в алфавите армян каждому символу соответствует определенный звук и наоборот.
Уникальность армянского алфавита, созданного Месропом Маштоцем, ещё заключается и в том, что каждая буква (кстати, как и в церковнославянском языке), снабжена своим числовым значением, и относительно недавно журналист и исследователь Эдуард Аянян сложил числовые коды букв в армянских названиях металлов и получил в точности те числа, что проставлены Менделеевым в верхних углах ячеек его таблицы в качестве атомных зарядов тех же химических элементов. Например, золото (арм. воски) – 79; свинец (арм. арчич) — 82, то есть так, как в периодической системе. А ведь Месроп Маштоц не придумывал слов и тем более – армянский язык, возраст которого на многие тысячи лет старше официальной даты создания армянского алфавита – 405 г.!
Позднее Месроп Маштоц набирает школу и с помощью 100 учеников переводит на армянский язык с сирийского книги Священного Писания. Армянский перевод Библии назван Кроссом «Королевой перевода». И несмотря на то, что сегодня филологи задаются вопросом: осталось ли хоть что-то от первоначального перевода Библии с сирийского, ведь в 432 г. в Армению попадает греческий перевод «LXX», текст которого был впоследствии согласован с первоначальным вариантом, труд Месропа Маштоца несомненно незауряден, за что Месроп первый получает титул Вардапет («маэстро») – учитель Церкви. Интересно то, что не все епископы и Католикосы-патриархи обладали этим званием.
Примечательно, что сегодня во всем мире в музеях и библиотеках хранится около 30000 армянских рукописных книг – это только те рукописи, которые сохранились. А если учесть, что за всю историю Византии было создано около 50000 рукописных фолиантов – этот факт ещё больше вызывает уважение к армянам, как книголюбивой и читающей нации.
Как предположение мы можем связать такое большое количество сохранившихся рукописей с тем, что именно у армянских каллиграфов, писавших под диктовку автора, и переписчиков книг на очень ранней стадии появилось «ноу-хау» своего времени, благодаря чему они были освобождены от непрестанного макания пера в чернильницу. Привычное перо писца у армян в результате технической эволюции было превращено в первый прототип «авторучки» — пузырек с чернилами, прикрепленный к верхней части пера-калама. Так, в заключительных главах рукописей армянские писцы часто хвастают: «Каждый раз, набрав чернила в калам, писал 900, даже 920-930 и более букв».
После падения Киликийского царства Престол Католикоса возвращается в Армению, и с 1441 г. после избрания нового Предстоятеля резиденция Католикоса всех армян находится по сей день в Эчмиадзине.
Католикосы – духовные лидеры армянского народа — на протяжении истории христианской Армении старались прилагать все усилия, чтобы армянский народ в самых критических ситуациях оставался преданным Христу и Его Церкви. Личным примером и молитвенной поддержкой католикосы помогали армянскому народу быть верными и своему земному Отечеству.
Так, период очередного передела армянской земли между турецким султаном и шахом Персии именно католикосы (Степанос Салмастеци, Микаел Себастаци, Акоп Джугаеци), не теряющие надежды на возвращение независимости в 1547, 1562, 1677 гг. и т.д., инициировали обращение к правительствам европейских государств. Но Европа, незаинтересованная в помощи армянам, молчала…
Разочаровавшись в политике европейских монархов, но все же не теряя надежды, в 1701 г. армянская делегация во главе с Исраелем Ори обращается к российскому императору Петру I с просьбой поддержать освободительную кампанию против турок и персов. Этой аудиенцией было положено начало многим попыткам со стороны российского престола помочь многострадальному армянскому народу. И только спустя столетие в ходе I и II Российско-персидских войн при участии армянского добровольческого ополчения были достигнуты первые победы по освобождению Армении и возвращению армянского населения из иранского плена. Но все же значительная часть — горная, западная Армения (Сасун, Зейтун) с армянским населением продолжала оставаться в мусульманской изоляции Османской Турции.
Геноцид
При смене любого правительства население связывает свое будущее с теми мечтами, которые лелеялись надеждами на изменение гнетущего настоящего.
В 1908 г. после государственного переворота в Турции после свержения кровавого режима Абдул Хамида II к власти пришла партия младотурок. У армян появилась вновь надежда на долгожданное восстановление правового равноправия христиан в новой стране… Но 1909 г. был ознаменован массовым истреблением армянского населения в Киликии с молчаливого согласия нового правительства. Погибло 30 тысяч человек. Это было страшным началом тотального планомерного уничтожения армянского народа.
Разворачивающиеся события очень подобны тем, что произойдут спустя два десятилетия в национал-социалистической Германии…
Трудно подобрать слова для описания того, что случилось в этот трагический трехлетний период с 1915 по 1918 гг. По всей видимости, состоявшееся накануне тайное совещание в Салониках в 1911 г. партии младотурок, на котором было принято решение отуречить всех подданных Турции, а христиан уничтожить, нашло практическое применение в геноциде, осуществленном по определенному плану. Армения лишилась 1,5 миллиона своих сынов и дочерей. Очевидец этих зверств известный армянский композитор-священник Комитас лишился рассудка…
Трагическая и печальная судьба армянского народа, сопряженная с постоянной борьбой, может быть прочувствована и пережита тем, кто даже впервые слышит мелодию такого музыкального инструмента, как дудук. Внешне он напоминает обыкновенную флейту, но как величественна магия звука этого инструмента не оставляющая равнодушным даже самое черствое и безразличное сердце!
Композитор XX в. Арам Хачатурян очень ёмко сказал: «Дудук – это единственный инструмент, который заставляет меня плакать».
Вместо заключения. Какое отношение имеет образ Нерукотворного Спаса к Армении?
Почти в каждом православном храме нашего отечества есть зримое напоминание об Армении — стране надежд обновленного человечества, стране библейской радуги. Это так любимый нашим православным народом образ Нерукотворного Спаса. Какая здесь связь с Арменией?
Сегодняшняя столица Ереван является по счету двенадцатой столицей Армении. Во время земной жизни Христа Спасителя именно Эдесса была стольным градом, некогда поразившим своей красотой Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал в честь этого города – Эдесса.
Так вот, согласно преданию, сюда, в Армению, в своем послании за несколько месяцев до Распятия царь Абгар (Авгарь) приглашал Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие…ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так просто с характерным для армян гостеприимством искренне приглашал царь Абгар Спасителя. Господь в ответ на такое чистое и открытое приглашение отправил убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный Образ. В этом предании — весь армянский народ со всеми характерными для этого народа качествами: радушием, искренностью, непритворностью, преданностью Христу. Качествами, которые армяне сохранили до сегодняшнего дня.
Посещая Армению, я обратил внимание на то, что встретить обиженного или обозленного человека здесь почти невозможно. Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые глаза, играющие природной безобидной хитрецой. Невольно вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей – всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь….».
Журнал «ОТРОК.ua»
Опубликовано на сайте Orthodoxy.org.ua