Разрешима ли проблема Нагорного Карабаха
JanARMENIAN.RU –Пока на линии соприкосновения войск Азербайджана и Нагорного Карабаха относительно спокойно (во всяком случае, концентрации войск с той и с другой стороны не наблюдается), политики в Карабахе спорят, почему провалился очередной раунд мирных переговоров в Казани 24 июня? Тогда под патронатом президента Дмитрия Медведева стороны встали из-за стола с тем же, с чем и пришли: Армения продолжала требовать для Карабаха независимости, Азербайджан не желал с этим мириться, предлагая взамен самую широкую автономию в своем составе.
фото: Юрий Снегирёв
— Ильхам Алиев никогда не подпишет документ о независимости Карабаха, — уверенно заявляет депутат национального собрания непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Ваграм Атанесян. — К тому же 26 июня в Баку был назначен грандиозный военный парад в честь Дня независимости самого Азербайджана. Представляете, с какими лицами руководство страны приветствовало войска, если бы документ о независимости был бы подписан? За несколько часов до начала переговоров из российского МИД была «утечка» — переговоры кончатся ничем. Так и случилось.
Мы сидим с депутатом в степанакертском кафе за чашкой кофе. Ничто не напоминает о войне. Безопасность кругом такая, что водители дорогущих джипов оставляют включенными двигатели, когда идут за сигаретами. И все же призрак войны то и дело всплывает в нашем разговоре.
— Карабах никогда не подпишет документ, который вернет его в лоно Азербайджана, что бы там ни говорили и на что бы ни надеялись в Москве. Азербайджанская сторона открыто заявляет, что на территории Карабаха проживает 25 тыс. «нежелательных лиц». Это те, кто воевал за независимость нашей республики. В результате компромисса им грозит депортация. Если война — это шанс и для Азербайджана, и для Карабаха окончательно решить эту проблему, то Карабах готов к войне. А на войне как на войне: или они дойдут до Еревана, или мы до Баку. Второе — более вероятно.
Независимый политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян сейчас буквально скачет с симпозиума на форум. Время горячее. Я поймал его в ереванском офисе, когда возвращался в Москву. В углу стоял чемодан. На встречу эксперт приехал прямо из аэропорта.
— Александр, очередной раунд переговоров провалился. Что можно ожидать от переговорного процесса? Или пусть случится короткая победоносная война, как в Цхинвале? — задаю самый главный вопрос.
— Дело не в переговорах. Переговоры карабахской проблемы не решат никогда, — заявляет мне политолог. — Но они — важный инструмент. И заявления азербайджанской стороны о решении конфликта военным путем это тоже инструмент. И ежедневные обстрелы. И давление посредников. Это инструменты большой политики. Представьте, я с кем-то буду в вашем присутствии обсуждать, кто будет сегодня спать с вашей женой? Приблизительно это и происходит. Ведь непризнанного Карабаха на переговорах нет. Да и Азербайджан никогда не расстанется с мечтой овладеть Карабахом.
фото: Юрий Снегирёв
— Так значит, война?
— У Карабаха нет мотивации начинать войну. Нынешнее положение вполне стабильно. У Азербайджана мотивация есть, но нет реальных возможностей. Дело не в военной мощи. «Посыпятся» нефтяные контракты, подскочит инфляция, потекут новые беженцы, отвернутся инвесторы. Экономика этого не переживет. А власть тем более.
— Ну а как же война 08.08.08? Саакашвили даже поднял свой рейтинг в Грузии, хотя и проиграл войну.
— Саакашвили играл на грани фола. У него был крохотный шанс победить за три-четыре дня. В случае с Карабахом такая короткая война невозможна. Азербайджанские танки застрянут в карабахской обороне надолго. Потом подключатся международные организации, и все останется как было. Только прольются новые реки крови. Это, надеюсь, понимают в Баку. Поэтому я утверждаю: войны не будет. Будут новые раунды переговоров. Пусть и бесплодных. И это все равно лучше, чем война.
фото: Юрий Снегирёв
P.S. Мне бы хотелось закончить серию репортажей из Нагорного Карабаха на этой оптимистичной ноте. Но МИД Азербайджана неожиданно заявил: после моего посещения Нагорного Карабаха я объявлен персоной нон-грата в Азербайджанской Республике. Почему неожиданно? Три года назад, в марте 2008-го, я уже бывал в Нагорном Карабахе и передавал оттуда репортажи в «Известия». Никакой реакции, кроме читательского интереса, не последовало. И сейчас нашим читателям будет интересно узнать, что думают о разрешении конфликта азербайджанские политики, военные и простые жители республики. Поэтому я не оставляю надежды в ближайшие дни выехать в Азербайджан и передать оттуда серию репортажей.
www.izvestia.ru