Алиев без границ
Азербайджанская оппозиция начинает подготовку к президентским выборам. Об этом ее лидеры заявили в конце прошлой недели. И хотя главная избирательная кампания в республике состоится только в 2013 году, уже нынешней осенью оппоненты действующей власти планируют провести массовые акции под демократическими лозунгами. Каковы особенности внутриполитической динамики в Азербайджане по сравнению с Арменией и Грузией? Насколько влиятельны внешнеполитические факторы? Об этом рассуждает эксперт Сергей Маркедонов (Эхо Кавказа).
На фоне приближающейся парламентской кампании в Грузии внутриполитическая обстановка в соседних странах — Армении и Азербайджане — отошла на второй план. Между тем в будущем году им, как и Грузии, предстоит определиться с кандидатурой президента. На первый взгляд у действующего руководителя Азербайджана ситуация намного более выгодная по сравнению с положением лидеров Армении и Грузии. В 2009 году в прикаспийской республике были приняты конституционные поправки. Самой главной из них можно считать изменение редакции Статьи 101 (глава 6 «Исполнительная власть»). До вынесения поправок на референдум пункт 5 настоящей статьи гласил: «Никто не может быть избран Президентом Азербайджанской Республики повторно свыше двух раз». Конституционная новелла 2009 года дала возможность избрания президента более чем на два срока подряд. Таким образом, с того времени более не существует формально-юридических ограничений для избрания одного лица президентом Азербайджана. Национальный парламент (Милли Меджлис) также подконтролен президентской вертикали, что в очередной раз продемонстрировали итоги выборов в высший представительный орган власти в 2010 году. Правящая партия вместо прежних 63 мандатов получила в итоге 75.
Ради объективности стоит добавить, что подобный результат не исключительная заслуга Ильхама Алиева и его команды. Спору нет, действующая власть сделала все от нее зависящее, чтобы максимально ограничить политическую конкуренцию и публичное общественное пространство. Но в то же самое время нельзя забывать и о том, что оппозиция за долгие годы так и не смогла кроме критики и общедемократических призывов выдвинуть конструктивную программу и новых лидеров. Большинство оппонентов Ильхама Алиева, объединившихся сегодня вокруг гражданского движения за демократию «Общественная палата», выходцы из «Народного фронта», пришедшего к власти в начале 1990-х годов, но оказавшегося не в состоянии эффективно управлять страной в условиях «переходного периода». И действующая власть в Азербайджане с той же легкостью, что и обитатели Кремля, спекулирует на критике хаоса 90-х годов, продвигая «стабильность» как единственную альтернативу, которая может списать если не все, то многое. Не стоит забывать и про внешнеполитические факторы. Конечно, США и ЕС критикуют Баку за дефицит демократии. Но для тех же Штатов, наученных опытом Ближнего Востока, становится все более очевидным: демократизация в ущерб этатизму в мусульманских странах чревата отнюдь не торжеством либеральных ценностей. Отсюда и повышенная толерантность к некоторым особенностям регионального политического колорита. Вспомним хотя бы про турне Хиллари Клинтон на Кавказ, в ходе которого Госсекретарь не была слишком сурова и придирчива в отношении соблюдения Баку демократических норм.
Однако все эти мощные стартовые позиции для Ильхама Алиева не означают того, что в обществе нет недовольства политикой властей. И массовые акции — лишь часть большой проблемы. Действительно, светская оппозиция недостаточно сильна. Но это лишь одна сторона медали, поскольку при ее недостаточном присутствии велика опасность усиления радикального исламизма, чьи проповедники охотно эксплуатирует и тему борьбы с коррупцией, и социальной несправедливости, и властного непотизма. В этой связи вряд ли случайно то, что представители азербайджанской власти сегодня заявляют о готовности вести диалог с гражданским обществом, включая и партии, не представленные в парламенте. Таким образом, можно зафиксировать определенное понимание того, что сила при многих факторах превращается в слабость, а политическое доминирование не гарантирует полной победы. Даже если Запад к такому доминированию толерантен. Ведь ситуация ясна: не имеешь оппозиции в парламенте, получишь ее на базаре и в мечети. Вопрос теперь в том, способна ли будет азербайджанская светская оппозиция выработать консолидированную линию, преодолев споры и разногласия в своих рядах, а также за пределами «Общественной палаты». Если нет, то власть с легкостью воспользуется таким подарком. Впрочем, о благодарности в этом случае речи, скорее всего, не пойдет.