Армянские церкви Тбилиси — путешествие по развалинам

19 Июл 2012 | Автор: | Комментарии к записи Армянские церкви Тбилиси — путешествие по развалинам отключены

Тифлис был особым городом, где все чувствовали себя дома. В том числе и армяне. И хотя те времена давно канули в Лету, история стала неожиданно принимать зримые очертания, обретать живую ощутимую ткань, когда мы вместе с председателем Ассамблеи тбилисских армян художницей Ирэной Оганджановой обошли армянские церкви столицы Грузии. Точнее, места их прошлой жизни и славы. Странное дело, но даже косвенных свидетельств в лице этих впечатляющих развалин оказалось достаточно, чтобы почувствовать свою включенность в вечный бег времени.

Церковь Мугни Сурб Геворг Аствацацин (1356 год) своей популярностью в армяно-грузинской среде была обязана частицам мощей Св. Георгия и особо почитаемой среди верующих иконе с его изображением. Согласно легенде, эти реликвии были доставлены из селения Мугни в столицу Грузии для исцеления царского сына. Чтобы оставить их в Тифлисе, и была построена церковь. В 1752 году храм был перестроен на частные средства трех именитых семей — Мунтоянов, Бастамянов и Башинджаговых. За образец, как пишет грузинский историк XIX века П.Иоселиани, был взят Эчмиадзинский храм. Церковь была так прекрасна, что ее воспел сам Саят-Нова. В советский период в ее стенах был оборудован спортзал, а затем открыт Музей народного искусства. В 1980 году музей по причине аварийности здания был закрыт. Храм, уцелевший во время нашествия в 1795 году на Тифлис Ага-Магомет-хана, остался бесхозным. 16 ноября 2009 года здание его обрушилось.

От Мугни до церкви Сурб Ншан, построенной в центре Тбилиси 300 лет назад, дорога была недолгой, рукой подать. Некогда величественный трехалтарный армянский храм напоминал полуразрушенный сарай с обглоданными пламенем стенами. Во время первого пожара 2002 года были уничтожены фрески, однако здание тогда устояло. В январе этого года с интервалом всего в неделю произошли еще два пожара — загорелся мусор, скопившийся в помещении церкви, где какой-то период жили бомжи, а потом и собаки — в 2010 году здесь был открыт собачий питомник. Пожары тушили в течение 15 дней, с большим рвением и так интенсивно поливая водой, что под ее напором рухнула одна из алтарных колонн, поставив под угрозу обрушение купола.

Благодаря спешному визиту в Тбилиси армянской делегации, по распоряжению Агентства культурного наследия Грузии, в марте уже были поставлены опорные металлические конструкции, в том числе и под притвором церкви, однако спустя всего два месяца, 14 мая, притвор церкви рухнул. Вдребезги разбитой оказалась и каменная ванна в нише северной стены. Захоронения во дворе церкви, а здесь погребены градоначальник Тифлиса Соломон Абисогомонянц, бельгийский вице-консул Виталий Магвинов (Барсег Мегуинянц), принимавший деятельное участие в изыскании минеральных богатств края, и многие другие покрыты толстым слоем асфальта еще с советских времен. Рядом с грудой камней, так и не убранных после обрушения притвора, двое мужчин играли в нарды. Наше появление отвлекло их от игры, а когда, пробираясь через камни, мы все же умудрились заглянуть в окна этого некогда прекрасного храма, они посоветовали нам быть осторожнее, а вдруг еще что-нибудь рухнет.

Во двор храма Норашен Сурб Аствацацин, основанного в 1467 году Садатом, мы вошли через калитку. На новых массивных дверях уже без армянской эпиграфики висел замок, две несущие стены зияли трещинами (последняя реставрация проходила в 1900 году), а через окна можно было разглядеть голые стены — находившиеся внизу фрески были уничтожены, сохранились, хотя и в плачевном состоянии, только верхние, до которых рукой было не достать. С 1994 по 2008 год священник Тариел Сикинчелашвили, поправ все нормы христианской нравственности, избрал этот храм предметом своей маниакальной ненависти. С бандой своих подручных он разрушил церковный алтарь, купель для крещения, сбил надпись на армянском языке мастера Педроса, рассказывающую о реконструкции им купола в 1650 году, уничтожил хачкары и фрески Овнатанянов, заменил двери, предпринял попытку вывезти надгробные плиты известных тифлисских меценатов Тамамшевых. Это был не первый случай уничтожения армянских надгробий, но первый, когда такая попытка не удалась. Грузинская Православная Церковь называет этот храм спорным, но во всех исторических документах, в том числе и записях чужестранцев, Святой Норашен всегда упоминался как одна из главных армянских церквей города. Показательно, что до 1989 года этот факт не скрывали и грузинские исследователи.

Шамхорецоц Сурб Аствацацин, второе название Кармир Аветаран (Пурпурное евангелие), всегда выделялась своей красотой и изысканностью. Храм обладал внушительными размерами, это была самая высокая церковь Тифлиса — выше 40 метров Он был снабжен массивным куполом, оригинально оформленными фасадами с круглыми окнами, в обрамлении которых были использованы армянские эпиграфические надписи. Сегодня ничего этого уже нет, сохранились лишь восточная (алтарная) стена и фрагменты западного и северного фасадов. Начало строительства храма восходит к 1775 году, тогда церковь существовала как монашеская обитель. В 1809 году на собранные армянами средства она была реставрирована. Закрыта для прихожан она была в 1937 году. Какое-то время там даже располагалась пекарня. Люди рассказывают о мистических вещах: то тесто не поднималось, то хлеб не выпекался. В конце концов пекарню переделали в зал для занятий боксом. Все эти годы армянская община обращалась к властям с просьбой разрешить отреставрировать церковь за счет своих средств, однако ответа не дождалась. Вопрос дальнейшей судьбы церкви должен был быть решен совместной комиссией специалистов, но пока шла подготовка к встрече, надобность в ней отпала. 13 апреля 1989 года величественный исторический памятник обрушился, весь окрестный квартал в буквальном смысле заволокло клубами пыли. Государственные органы поспешили заверить, что причиной обрушения послужило землетрясение, но очевидцы утверждали, что отчетливо слышали звук мощного взрыва, раздавшегося из недр церкви.

Церковь Святого Минаса Ереванци, основанная в 1790 году, была возведена на средства жителей Авлабара. Ведущая к ней сегодня незаасфальтированная, замусоренная дорога была ужасна, хотя и проходила чуть ли не в нескольких шагах от станции метро «Авлабар». Согласно историческим справкам, первоначально храм был небольших размеров, но в 1870 году был перестроен и увеличен в размерах. Торжественное освящение произошло в январе 1883 года.

Недействующая, заброшенная церковь, лишенная в период советизации купола, была превращена жильцами из соседних домов в склад для хранения ненужных вещей и свалку мусора. Сломанный велосипед, разбитая детская коляска, заржавленная кастрюля и другие уже отслужившие свой век предметы и сегодня, несмотря на недавно проведенную уборку, вновь находились здесь. В последние годы территория церкви стала еще и причиной соседских споров и конфликтов. Некая семья возвела даже кирпичную стенку в одном из арочных проемов, дабы оградить от соседей свой участок двора. Дважды в феврале 2010 года была произведена попытка поджога здания изнутри. А одной из жительниц соседского дома удалось даже приватизировать двор, на территории которого расположена церковь. Армянская община подала коллективный иск в суд, но заседания пока не было, каким будет вердикт — сказать трудно. Да и само состояние здания вызывает большие опасения. Обещания грузинской стороны, что памятники культуры, имеющие армянское происхождение, будут охраняться, в дела так и не воплощены.

В церкви Тандоянц Сурб Аствацацин, что на проспекте Ахмашенебели, я бывала еще в детстве — в здании ее долгие годы располагался кинотеатр «Колхида», но о том, что это церковь, никто из моих сверстников тогда не знал. Сейчас церковь на грани разрушения. Так же, как и чудом уцелевшая колокольня Ванского кафедрального собора на улице Атонели, рядом со зданием школы N 104.

Понятно, что наше путешествие по святым армянским церквам Тбилиси оставило гнетущее впечатление. Состояние всех этих церквей можно охарактеризовать как катастрофическое. Если не провести соответствующие ремонтные работы, они могут полностью разрушиться уже в ближайшее время. Но, как бы ни хотелось некоторым оголтелым фанатикам уничтожить следы армянского присутствия в Тбилиси, историю вековых отношений наших народов им не переписать. Армянские памятники на территории Грузии являются неотъемлемой частью историко-архитектурного наследия Грузии. Так что речь идет об уважении грузин к самим себе.

Ереван — Тбилиси — Ереван

Голос АРМЕНИИ

Другие статьи категории "Грузия":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.