Знаете?

27 Июн 2012 | Автор: | Комментарии к записи Знаете? отключены

«Кешиш-даг, памятник азербайджанского наследия»

В последнее время азербайджанская традиция присвоения этнокультурного наследия народов, на родине которых учредилась Азербайджанская Республика, весьма громко отозвалась в грузинском обществе. В данном материале мы рассмотрим этот вопрос под призмой попыток азербайджанизации монастырского комплекса Давид Гареджи.

Сам памятник располагается примерно в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузино-азербайджанской границе. Вот уже двадцать лет он периодически привносит некоторую напряженность в отношения между Баку и Тбилиси. Комплекс простирается на 25 км. и охватывает территории трех грузинских районов — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского — и одного азербайджанского – Акстафинского. Он находится совсем недалеко от армянской границы.

Комплекс представляет собой исключительную ценность. В него входят высеченные в скалах монастыри VI-XIII вв., главным из которых считается Лавра Святого Давида Гареджийского — восточнохристианского сирийского монаха, жившего в VI-VII вв. Помимо собственно скальных монастырей большую ценность представляют также монументальные росписи, часть которых — портреты исторических лиц (царя Давида IV Строителя, царицы Тамары и др.). В большом количестве сохранились грузинские и армянские надписи, а также восемь греческих и более двадцати арабских надписей. Здесь есть и уникальная тетралингва — четырехъязычная надпись на грузинском, армянском, греческом и арабском.

6 мая азербайджанские пограничники без согласования с грузинской стороной перенесли свой пост примерно на два километра вглубь грузинской границы. Это именно тот участок, на котором находится Лавра Святого Давида – наиболее почитаемый из храмов монастырского комплекса. Эти действия были предприняты вопреки достигнутой несколько лет назад договоренности о том, что стороны воздержатся от односторонних шагов до завершения работы межгосударственной комиссии по делимитации и демаркации границы.

Больше двадцати лет грузинская и азербайджанская стороны пытаются осуществить демаркацию и делимитацию границы, однако после 2007 года не было сделано ни одного шага в этом направлении. По данным МИД Грузии, сегодня согласовано лишь 66% границы.

Односторонние действия Азербайджана вызвали в Тбилиси волну гнева. В Грузии состоялось массовое шествие протеста против агрессивных действий Азербайджана, самовольно взявшего под контроль считающийся спорным участок приграничной территории. Тысячи верующих приняли участие в пешем походе от центра Тбилиси до монастырского комплекса. Среди участников акции было около сотни священников, известных деятелей культуры, политиков.

Общественное движение «Защити Давид Гареджи» взялось мобилизовать добровольцев, готовых отстоять право грузинского народа на святыню. Лидеры движения, сомневающиеся в том, что вопрос удастся разрешить мирными средствами, взялись привлекать в свои ряды ветеранов войны, имеющих опыт боевых действий.

В результате проводимой советскими властями национальной политики и вычерчивания административных границ союзных субъектов вышло так, что колоссальный монастырский комплекс, объединяющий более двадцати скальных церквей и ста пещерных келий, оказался разделенным, а Лавра Святого Давида оказалась по азербайджанскую сторону «советской границы».

С провозглашением независимости Азербайджан заявил о своем суверенитете в отношении этих территорий. Более того, монастырский комплекс Давид Гареджи бакинские правители провозгласили памятником азербайджанского наследия, переименовав его в «Кешиш-даг» (Гора священников).

Институт истории Академии наук Азербайджана выдвинул версию о том, что «Кешиш-даг» (Давид Гареджи) принадлежал не грузинам, а «исповедовавшим христианство кавказским албанцам – предкам азербайджанцев». Это объяснение показалось тогдашнему президенту Абульфазу Эльчибею вполне убедительным, и оно стало официальным.

Уже сегодня замдиректора Института археологии и этнографии Академии наук Азербайджана Наджаф Мусейбли заявляет: «На этой территории в древности находилось Албанское царство, а грузины здесь не жили. С течением времени на этом месте расселились наши предки кипчаки, принявшие христианство. Кешиш-даг — памятник азербайджанского наследия. Это не подлежит обсуждению».

«Утверждения азербайджанцев о том, что они являются наследниками кавказских албанцев, звучат примерно так же, как если бы сегодняшние турки заявили, что являются наследниками Византии», — заявил тбилисский политолог Сосо Цинцадзе. При этом он отмечает, что «насколько азербайджанцы не имеют отношения к албанцам, настолько же албанцы не имеют отношения к храму Давид Гареджи».

Решить проблему «на некоторое время» удалось 21 мая во время встречи президентов Грузии и Азербайджана, которые поручили своим пограничным ведомствам совместно контролировать спорный участок. Пограничники обеих стран вернулись на прежние позиции. Доступ к спорному участку монастырского комплекса вновь открыт для посетителей.

Но это лишь временное решение, так как комиссиям по делимитации еще предстоит определить, на чьей территории находится спорная часть комплекса Давид Гареджи. Глава грузинского внешнеполитического ведомства Григол Вашадзе уверен, что «все это должно происходить в максимально спокойной обстановке и все должны помнить, что есть силы, заинтересованные в прекращении стратегического партнерства Грузии и Азербайджана».

«У Тбилиси есть конкретное предложение, — заявил в прямом эфире Первого грузинского канала глава Совета безопасности Грузии Гига Бокерия. — В обмен на спорный участок Баку может выбрать одну из пяти других равнозначных приграничных территорий Грузии». Тем не менее с подобным предложением Тбилиси уже выступал несколько лет назад, однако Баку ответил отказом.

«Ни одна из сторон не желает допускать прецедента, когда граница, пусть даже чуть-чуть, будет изменена и произойдет обмен территориями. Это особенно чувствительный вопрос для Грузии и Азербайджана, пока у каждой страны есть свои проблемы с территориальной целостностью», — сказал эксперт Леван Абашидзе. Очевидно, эксперт имеет в виду армяно-азербайджанское противостояние.

История с монастырем Давид Гареджи – это своего рода «Карабах в миниатюре», когда азербайджанские власти называют «памятниками албано-азербайджанского наследия» армянские церкви Амарас, Дадиванк, Гандзасар, как и всю территорию исторического Арцаха. Но если в «своем случае» грузины настаивают на необходимости торжества «исторической справедливости», то в «армянском случае» они закрывают глаза на ту же справедливость. Таким образом, история с монастырем Давид Гареджи – это тоже своего рода «международные двойные стандарты в миниатюре».

Голос АРМЕНИИ

Другие статьи категории "Политика":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.