День национального спасения в Азербайджане: «Народ, зависящий от воли одного человека, не может сохраниться и не заслуживает это
Азербайджан уже печально прославился первым на постсоветском пространстве опытом передачи власти от отца к сыну, конституционным обеспечением, по сути, пожизненного президентства, масштабами примитивного культа личности и т.д. В этом ряду стоит особый, не имеющий аналога в демократическом мире, праздник День национального спасения, отмечаемый на государственном уровне 15 июня каждого года, пишет «Хаккин.аз».
15 июня 1993 года, в ситуации реального кризиса власти, Гейдар Алиев, занимавший тогда пост председателя Верховного Совета Нахичеванской автономной республики, был спешно приглашен в Баку и избран председателем парламента Азербайджана. Поскольку действующий тогда президент Абульфаз Эльчибей тайно покинул Баку, Гейдар Алиев взял на себя и обязанности главы государства. Таким образом, 15 июня он фактически вернулся к руководству республикой.
В Азербайджане в этот период наблюдался кризис власти. Незадолго перед этим войсковая часть в Гяндже под командованием мятежного полковника Сурета Гусейнова объявила о неподчинении официальному Баку. Согласно доминирующей версии, именно возвращение к высшей власти Гейдара Алиева предотвратило гражданскую войну, хотя и сопровождалось новыми поражениями на фронте. В 1997 году (в период правления самого Гейдара Алиева) парламент Азербайджана объявил 15 июня Днем национального спасения, а с 1998 года этот праздник получил статус государственного.
Таким образом, уже 15 лет Азербайджан отмечает этот странный праздник — День национального спасения. Празднует с неосоветским размахом: помпезные торжества, бесчисленные концерты и собрания, расписанные патетические речи, многочисленные теле-радиосериалы про «спасителя нации», открытие новых культовых объектов, организованные шествия и возложения цветов к его могиле, красочные фейерверки и т.п. В восприятии правящей элиты, настойчиво навязываемом всему обществу, — это чуть ли не самый главный праздник Азербайджана. Разумеется, в ряду других памятных дат также связанных с фигурой «общенационального лидера»: дней его рождения, смерти, первого прихода к власти, возвращения в большую политику и т.д.
Но резонен вопрос: спасения от чего? Какая смертельная напасть угрожала всей нации в июне 1993 года? Неужели, несколько танков «мятежного» полковника Сурета Гусейнова, имитирующих военный марш на Баку, представляли такую уж смертельную угрозу существованию всей азербайджанской нации? К тому же, разве сам «спаситель нации» не соучаствовал в той или иной форме в коллизиях «гянджинского мятежа» и затем умело воспользовался им: с одной стороны, для дискредитации и свержения эльчибеевской команды, с другой — для триумфального утверждения у власти себя и своей команды?
Если называть вещи своими именами, то 19 лет назад Гейдар Алиев, мастерски используя своих «агентов» внутри эльчибеевской команды и в стане полковника Сурета Гусейнова, опираясь на поддержку внешних сил и доверие немалой части общества, осуществил многоходовую политическую комбинацию по дискредитации оппонентов и по захвату верховной власти в стране.
Неужто, если бы в те дни к власти не пришёл Г. Алиев, азербайджанский народ и его суверенное государство перестали бы существовать, канули бы в лету? Понятно, что для правящей партии и номенклатуры эта дата преисполнена особого смысла: именно те события открыли многим из них доступ к власти и обогащению. Конечно же, у них есть резон праздновать это событие, которое точнее было бы именовать Днем благодарения. Но причём тут «спасение нации»?
Только в одиозных авторитарных режимах, исповедующих культ личности, возможны подобные странные праздники. Политическая история полна парадоксов. Зачастую роль «отца» или «спасителя» нации отводилась именно тем политикам, которые более всех преуспели в игнорировании прав человека и угнетении собственного народа: Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини, Чаушеску, Мао-Цзе-Дун, Ким-Ир-Сен, Садам Хусейн, Хомейни, Каддафи и т.д. Чуть ли не все они провозглашались общенациональными лидерами (вождями, фюрерами, светочами, кормчими, спасителями и пр.), всем им возводились бесчисленные памятники, вокруг всех их царила атмосфера сакрального культа.
Как писал И. Зейме: «Народ, который может быть спасён лишь одним-единственным человеком, заслуживает кнута». Примерно тоже говорил и Р. Шеридан: «Народ, зависящий от воли одного человека, не может сохраниться, да и не заслуживает этого».
Panorama.am