Принципы в обойме
«Мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта должно быть основано на принципах Хельсинкского Заключительного акта, нельзя отделять какой-либо принцип от остальных», — заявила на пресс-конференции в Ереване госсекретарь США Хиллари КЛИНТОН.
Хельсинкский Заключительный акт 1975 года в параграфе VIII (равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой) констатирует: «Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Государства-участникинапоминают о важности исключения любой формы нарушения этого принципа».
Таким образом, американский госсекретарь, отмечая, что урегулирование карабахского конфликта «должно быть основано на принципах Хельсинкского Заключительного акта» и что «нельзя отделять какой-либо один принцип от остальных», не исключила возможности международного признания НКР как самостоятельного государства. Более того, упомянутый в процитированном выше параграфе из Хельсинкского Заключительного акта принцип о «праве народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН» также предоставляет населению НКР право воспользоваться положениями Устава ООН.
24 октября 1970 года был принят один из основополагающих документов ООН — Декларация о принципах международного права, которая гласит: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями устава».
В той же декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса». Сам факт признания в промежутке только последних двадцати лет более 30 новых государств свидетельствует о том, что процесс образования независимых субъектов международного права протекает и в наши дни и что он протекает именно на основе принципа национального самоопределения. Иначе говоря, на базе изменяемости государственных границ, в полном соответствии с положениями Устава ООН и принципами Хельсинкского Заключительного акта.
В принятом Генассамблеей ООН в декабре 1966 года и вступившим в силу в марте 1976-го Международном пакте о гражданских и политических правах читаем: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все участвующие в настоящем пакте государства, в том числе и те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право» (часть I, статьи I и III). Советский Союз был участником этого пакта, документ был ратифицирован указом Президиума ВС СССР.
Можно, конечно, долго говорить о несовершенстве международного права в современных условиях. Но, как видим, нельзя не признать, что многие основополагающие его положения вполне актуальны и применимы, другое дело, что философия их применения подчинена схеме политической целесообразности.
В указанных документах применение принципа территориальной целостности государств подчинено праву наций на самоопределение. Более того, принцип территориальной целостности истолковывается исключительно на фоне защиты государства от внешней агрессии. Собственно, этим и обусловлена его формулировка в п. IV ст. II Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силы или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». И в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».
Как видим, применение принципа территориальной целостности подчинено праву наций на самоопределение. Декларация о принципах международного права прямо отмечает, что в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному, или к полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».
Таким образом, к моменту распада СССР международное право истолковывалось и применялось однозначно и конкретно. Законодатели, юристы и международники умело находили все те положения, которые полностью обосновывали стремление расколотого армянского народа к воссоединению, представляли их, аргументировали, и именно на базе представленного материала принимались соответствующие резолюции.
Доказательством тому — две резолюции, принятые, в частности, американскими сенаторами в 1989 году. Так, 20 июля 1989 года комитет по иностранным делам Сената США принял резолюцию «О содействии США в мирном урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха согласно желанию народа Советской Армении». Документ призывал советского лидера Михаила Горбачева «обсудить с представителями Нагорного Карабаха, а также с представителями демократического движения (включая недавно освобожденных из-под стражи членов комитета «Карабах») требование о воссоединении с Арменией».
Принимая в 1989 году две «армянские резолюции», американские законодатели отчетливо понимали, что проблемы совмещения несовместимых принципов вообще не существует. Право наций на самоопределение получило международное признание как раз в процессе распада колониальной системы и было закреплено в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года. Принятие декларации ускорило ликвидацию колониальных режимов, и на развалинах империй только тогда возникло около 100 новых государств. Советский Союз же воспринимался именно как империя…
Конечно, после достижения главной цели — развала СССР — международное право стало предметом спекуляций, лишилось своей универсальности и стало использоваться избирательно. И тем не менее армянская сторона должна каждый раз, постоянно и последовательно выступать за свое право применить положения международной политической практики, говорить об этом неустанно и со всех трибун и обосновывать слово десятками примеров из той же политической практики. И говорить это той же Клинтон.
Голос АРМЕНИИ