Азербайджанцы на границе живут в страхе и переживают стресс, как и родители азербайджанских солдат
«Перестрелка была интенсивнее обычного. Но никто село не оккупировал, никто не возвращал. Все это сплетни людей, которым нечего делать. Мы здесь на позиции, а узнаем такие новости из города, которые ничего, кроме сожалений, не вызывают», — заявил посетившему село Чираглы корреспонденту азербайджанкой газете «Зеркало» один из военнослужащих азербайджанской армии.
Автор статьи отмечает, что о пограничном селе Чираглы шли противоречивые слухи. Кто-то писал, что там погибли за одну ночь несколько солдат. Кто-то утверждал, что на село напали армянские солдаты, но через несколько часов ВС Азербайджана вернули село и т.п.. А кто-то вообще утверждал, будто видел своими глазами, как азербайджанцы «вернули еще одно село, и армяне отходят». Однако, на месте азербайджанский военный опроверг все эти слухи. Как сказано в статье, «эта поездка предназначалась для того, чтобы рассеять панику, созданную в социальных сетях в ночь с 7 на 8 июня, реальным взглядом на ситуацию».
Как говорится в публикации, перестрелка у села Чираглы началась после того, как, увидев силуэт запущенной в России ракеты «Тополь» военные на постах начали стрелять, думаю что враг начал атаку. «И смех, и грех… Однако этот случай послужил началом многочасовых перестрелок, стрессом для родителей солдат, служащих на позиции, да и для самих жителей близлежащих сел», — сказано в статье.
В Тертере местные жители рассказали, что режим прекращения огня нарушается каждый день. «Вчера ночью было страшно. Давно не было такого. Перестрелка длилась намного дольше обычного. Мы уже давно после наступления темноты не выходим из домов, но в эту ночь натерпелись страху. Мы думали, что начнется война, и опять все будет как в начале 90-х», — сказала местная женщина.
Как заявили азербайджанские военные, с которыми корреспонденту удалось побеседовать в неофициальной обстановке, в ночь с 7 на 8 июня положение обострилось не на шутку. «Всю ночь мы не спали. Нас предупредили, что, возможно, придется идти на прифронтовой пост. Однако через несколько часов дали команду отмены», — сказал один немолодой офицер.
Как отметил председатель муниципалитета села Тапгарагойунлу Геранбойского района Рафик Юсифов, в последние дни здесь, как и на всей линии соприкосновения, чувствуется напряженность. «7-го июня вечером часам к 7 положение обострилось настолько, что на миг мы подумали, что началась война. Огонь открывался и из крупнокалиберного автоматического оружия. В течение часа шла интенсивная перестрелка. Перестрелка шла и между другими позициями. Жители понесли только материальный ущерб. Пули попадали как в стены и заборы, так и в электрические кабели. Но, слава Богу, человеческих потерь не было», — заявил он.
Однако нельзя забывать и, том, какой моральный стресс перенесли эти люди за те 60 минут перестрелки, пишет автор. «В том же Геранбое в ту же ночь попал на мину и потерял ногу начальник инженерно-саперной службы воинской части майор Захир Мамедов. А чтобы вытащить раненого сослуживца из опасной зоны, туда же направился и командир инженерно-саперного подразделения Ильгар Вердиев. Во время взрыва он потерял правую руку. Состояние помещенного в отделение реанимации И.Вердиева остается тяжелым», — сказано в статье.
В село Мязям Газахского района корреспондент азербайджанской газеты смог попасть только при помощи обмана: азербайджанский военные пропустили машину, когда им сказали что едут навещать родственника.
В селе Мязям чувствовалась какая-то тоскливая безлюдность, отмечает автор, который только в глуби села встретил трех местных жителей. Как отметил сельчанин Вугар, страшно когда бывают перестрелки. «Когда уехала половина населения села, мы перестали бояться. Какой смысл жить в страхе? Разве такое можно назвать жизнью?» — добавил он.
Как отметил другой сельчанин, Валех, нередко на азербайджанских же минах на нейтральной территории подрывается скот. «Не так давно на мине подорвались три коровы, принадлежащие нашей семье. Ни исполнительная власть, ни кто-либо другой не компенсировал нашу потерю. Когда видишь такое отношение от своих же, страх перед врагом умирает. К тому же, нередко здешние мужчины употребляют алкоголь», — сказал он.
Как и в селе Тапгарагойунлу, в Мязяме имеется проблема с водоснабжением. «Даже чтобы чинить водные качалки, нам приходится идти на нейтральную зону только ночью», — сказал сельчанин.
«Возвращаясь к теме слухов, распространенных в социальных сетях, хочется задать почти риторический вопрос: кто обманывает нас чаще, чем мы сами? Нередко наши же соотечественники дезинформируют население, которое, по-видимому, и без того волнует, что же все-таки день грядущий нам готовит», — сказано в статье «Ложь и истина» азербайджанской газеты «Зеркало».