Закупаемая Азербайджаном военная техника вовсе не соответствуют последним требованиям научно-технической мысли
«Постоянно увеличивающиеся оборонные расходы, выделение из бюджета на данную сферу больших средств, также увеличило аппетиты сил, близких к чиновникам. Процесс обеспечения сил обороны продовольствием, одеждой, а также закупка вооружения и государственные продажи не соответствуют требованиям закона», — сказал в интервью азербайджанской газете «Зеркало» исполнительный директор гражданского движения «Реал», эксперт-экономист Натиг Джафарли.
Он отметил, что уже многие годы эта проблема с прозрачностью отдельных частей государственного бюджета Азербайджана остается одной из самых болезненных и требует своего решения. «Еще хуже то, что бюджет в парламенте обсуждается очень мало, принимается в течение короткого отрезка времени. Это ставит под сомнение прозрачность и правильное расходование бюджета», — сказал он.
Говоря об оборонных расходах Азербайджана, эксперт отметил, что обсуждение и прозрачность средств, выделяемых на оборонный сектор, вообще находятся на очень низком уровне, остаются проблемы и в планировании, и в прозрачности расходов. «Отсутствие парламентского и гражданского контроля является серьезной проблемой, к сожалению, в этой сфере пока что никаких продвижений нет. И на данный момент сомнения относительно целевого расходования бюджета остаются», — сказал он.
Эксперт отметил, что за последние 10 лет они военные расходы Азербайджана резко возросли. Так, если в 2003 году оборонные расходы Азербайджана составляли 160 млн. долларов, то в 2011 и 2012 годах эта цифра стала приблизительно равна 3,4 млрд. долларов. «Как видим, наблюдается стремительный рост военно-оборонных расходов, и средства идут главным образом на покупку военной техники и вооружения. Однако, к сожалению, покупаемые военная техника и оружие, главным образом являются производством России и других постсоветских стран и вовсе не соответствуют последним требованиям научно-технической мысли», — сказал он упомянув при этом и покупку израильского вооружения на 1,5 млрд. долларов.
Как сказал Джафарли, отсутствие прозрачности во время проведения тендеров не только в сфере обороны, но и во всех других сферах создает почву для расцвета коррупции и иных негативных моментов. Эксперт напомнил, что в Азербайджане из выделенных на оборону в 2012 году 3,4 млрд. долларов приблизительно 20% тратится на обеспечение продовольствием, одеждой, горючим, жильем.
«Тендеры по всем этим сферам должны быть открытыми и прозрачными, так как разговор идет о сумме приблизительно в 1 млрд. долларов. Поэтому там, где нет прозрачности, процветает коррупция. Для предотвращения подобных негативных обстоятельств необходимо, чтобы все вопросы снабжения сектора обороны, за исключением вопросов вооружения, решались не Министерством обороны или иными силовыми структурами, а структурами, руководимыми гражданскими силами и открытыми для общества», — сказал Джафарли.
При этом эксперт отметил, что как экономист, учитывая то, насколько сильна конкуренция на рынке оружия в мире, он выступает против выделения больших средств на оборонную промышленность Азербайджана, т.к. показатели эффективности и экономической целесообразности этого будут очень низки. «Выйти на мировой рынок вооружения, выдерживать конкуренцию, завоевывать новые рынки почти невозможно. Оборонная промышленность, направленная только на внутренний рынок, нецелесообразна, более того, с экономической точки зрения она обойдется еще дороже», — сказал он.