Ни капли свободы «Der Tagesspiegel»
Журналистка Хадиджа Исмаилова сделала то, что вряд ли кто-либо еще осмелится повторить в Азербайджане – она раскрыла сомнительные сделки семьи авторитарного президента страны и после этого стала объектом шантажа. Но она не позволяет себя запугать. Она продолжает свое расследование.
Хадиджа Исмаилова боролась со страхом и победила. По крайней мере в этот раз. Она пытается продолжать жить так, как будто ничего не произошло, как будто полученное письмо не изменило ее жизнь.
Эта азербайджанская журналистка больше сама не открывает дверь квартиры. Хорошо натренированный мужчина с короткими седыми волосами открывает дверь и внимательно осматривает каждого посетителя. Это знакомый «с армейским опытом», говорит она. Хадиджа покидает дом только в том случае, если это необходимо. Одна она больше не остается. Друзья считают, что ее жизнь находится в опасности – потому что она написала о таких вещах, о которых в Азербайджане предпочитают молчать.
Поэтому стол в небольшой квартире на площади Нариманова в Баку превратился для этой 36-летней женщины в средоточие ее жизни. На этом столе, покрытом скатертью с цветами, можно увидеть кипу документов, ноутбук, тетрадь для записи и визитные карточки людей со всего мира, которые приходят сюда для того, чтобы за чашкой черного чая с медом послушать ее рассказы. Если сегодня кто-то хочет знать, как в Азербайджане обстоят дела с демократией, то будет верным решением спросить об этом самую известную журналистку страны, занимающуюся расследованиями.
Это письмо пришло два месяца назад. На нем стоял московский штамп. В нем было шесть фотографий и листок бумаги с написанными на нем словами: «Шлюха, веди себя прилично, иначе ты будешь опорочена». В то время она в очередной раз работала над статьей о непрозрачных сделках семьи президента. Сегодня Хадиджа, наверное, является единственным человеком в стране, кто отваживается заниматься этой темой. Президент Ильхам Алиев авторитарно правит страной с 2003 года, а до этого президентом был его отец. В парламенте больше нет настоящей оппозиции, противники правительства сидят в тюрьме, правоохранительные органы избивают демонстрантов.
Задолго до того, как она получила этот конверт, она уже думала о том, что ей делать в подобном случае. Тогда она решила, что не будет уступать давлению. «Я была готова бороться против этого», — говорит она. Однако это было не легко. Присланные фотографии были сделаны прошлым летом в ее спальне, и на них она была запечатлена в тот момент, когда занималась сексом. «Мое возмущение было больше, чем страх». Эта журналистка продолжала ходить на работу и делала передачи на Радио Свобода (Radio Liberty). Она вела себя так, как будто ничего не произошло. Вечером она включила ноутбук, открыла свою страницу на сайте Facebook и сообщила о том, что ее шантажируют. «Я будут продолжать профессиональную деятельность и выполнять свою работу», — написала она. Если кто-то серьезно называет себя журналистом, то вести себя иначе он не может, добавила она.
Через некоторое время шантажисты реализовали свою угрозу. В интернете появилось видео сексуального характера. Верные правительству газеты, в том числе и орган партии президента, набросились на незамужнюю женщину и обвинили ее в аморальном поведении. Она не хочет говорить о тех проблемах, с которыми столкнулись после публикации видео ее родственники. Нужно быть очень смелым человеком для того, чтобы обратиться к общественности в такой консервативной стране как Азербайджан, отмечает блогер Эмин Милли (Emin Milli). Другие люди в ее ситуации не решились бы на это, считает он. С его точки зрения, речь шла не только о шантаже — «это было подстрекательство к убийству».
Оказалось, что квартира журналистки напичкана жучками
Вместе со своими коллегами Хадиджа Исмаилова начала расследование, пытаясь установить, с какого времени и кто именно ведет за ней наблюдение. Они обнаружили большое количество кабеля – это были черные, серые и прозрачные провода. Сотрудник телефонной компании сообщил о том, что он получил задание от одного из своих коллег провести кабель до двери квартиры. Внутрь квартиры его не пустили, и он только слышал, что там ведутся какие-то работы.
Одним из тех людей, которые теперь хотят выяснить, кто ведет наблюдение за Хадиджей Исмаиловой, является Эмин Гусейнов – директор Института за свободу и безопасность репортеров (ИСБР). «Мы считаем, что к этому причастно правительство, — говорит молодой человек, который выглядит так, как будто он не спал уже несколько дней. — «Хадиджу шантажировали, потому что она занималась расследованием коррупционных дел в президентской семье». Почти каждый день институт Гусейнова сообщает о попытках помешать работе журналистов. Одного из своих коллег директор недавно посетил в больнице. Этот репортер был избит охранниками государственной нефтяной компании, когда он собирался сообщить о насильственном выселении людей из домов. «Этот случай показывает отношение власть имущих к журналистам», — говорит Гусейнов. В настоящее время в тюрьме находятся семь журналистов, а в средствах массовой информации страны господствует «культура самоцензуры».
Что это означает, хорошо знает Рауф Арифоглу – главный редактор оппозиционной газеты «Эни Мусават» (Yeni Musavat). «Тот, кто критикует правительство, легко может оказаться в тюрьме, — говорит этот бородатый человек. – Мы работаем в экстремальных условиях». Он сам уже сидел в тюрьме за то, что написал. В 2005 году, в тот момент, когда он еще находился за решеткой, в Баку был убит критически настроенный по отношению к правительству журналист. У многих коллег еще не прошел шок, вызванный этим событием. Убитый журналист занимался расследованиями, связанными с собственностью президентской семьи. Преступники так до сих пор и не найдены.
Сегодня главный редактор просит своих молодых сотрудников не быть очень критичными в отношении «определенных фигур». Он опасается за их здоровье, за их жизнь. «Я не могу их защитить», — признается главный редактор. В том случае, если возникают сомнения, они предпочитают не писать о президенте, семья которого и некоторые министры легко могут подать на газету в суд.
«Против нас ведется война, — подчеркивает заместитель главного редактора еще одной оппозиционной газеты «Азадлыг» (Azadliq) Рагим Гаджиев. Один из его журналистов был похищен, избит и ночью выброшен из автомобиля. «Ему сказали: «Если у тебя есть разум, то больше ничего не пиши о президенте, — рассказывает Гаджиев. – Но он продолжает свою работу. Для меня он – герой».
Власти говорят об «единичных случаях»
В громоздком здании президентской администрации, сохранившемся еще с советских времен, эти истории известны. Тем не менее пресса в Азербайджане свободна, — подчеркивает советник президента Али Хасанов. «Никто не блокирует доступ к информации, никто не вмешивается в ее обработку и распространение», — добавляет он. По его мнению, в средствах массовой информации правительственных чиновников критикуют и хвалят. Да, в Азербайджане убивают, похищают и арестовывают журналистов. «Но это не основная тенденция, а единичные случаи. Есть ли вообще такие страны, где это не происходит?» — спрашивает он.
И государство хочет что-то сделать для журналистов. Недалеко от президентского дворца будет построено дом, жители которого будут иметь отличный вид на Каспийское море. По инициативе президента, это здание будет предоставлено журналистам. В 146 квартирах этого 16-этажного дома избранные люди будут иметь возможность жить бесплатно. Государство снабжает журналистов бесплатными квартирами, а также оказывает финансовую поддержку самим газетам, и это есть «не что иное, как подкуп», считает Исмаилова.
Запланированный дом для журналистов хорошо вписывается в существующее в Азербайджане патерналистское представление о государстве – президент предстает в роли отца, обеспечивающего детей страны. Но это происходит до тех пор, пока они придерживаются его правил. А если они этого не делают?
Сам Алиев в беседе с американскими дипломатами пожаловался на работу Исмаиловой на Радио Свобода и заявил, что она считает себя «врагом правительства». Эта журналистка теперь должна жить с чувством того, что ее в течение нескольких месяцев тайно снимали на видео и, вероятно, наблюдение за ней продолжается и сейчас. Ее друзья считают, что с ней может случиться что-то ужасное, а потом скажут, что она совершила самоубийство «из-за стыда». Но сама Хадиджа подчеркивает: «Мне не стыдно». Эта журналистка, которой на следующей неделе будет вручена поощрительная премия имени Герда Буцериуса (Gerd-Bucerius- Foerderpreis), недавно опубликовала результаты своего нового расследования, и в нем вновь речь идет о президентской семье. «Какую фирму ни возьми, они все время там появляются», — подчеркивает Исмайлова. Она может доказать, что семья главы государства получает прибыль от строительства концертного зала, где будет проводиться конкурс песни «Евровидение».
На прощание я желаю Хадидже Исмайловой всего хорошего. «В моей стране это нереалистичное пожелание», — говорит она с грустной улыбкой. Затем ее знакомый закрывает дверь. В целях безопасности.
inosmi.ru