Нагорный Карабах: президентские выборы как фактор развития
19 июля в Нагорно-Карабахской Республике состоятся очередные выборы. Выдвижение кандидатов в президенты началось 20 апреля и завершится 5 мая, заявили в ЦИК Нагорного Карабаха. Регистрация кандидатов будет проходить с 30 мая по 19 июня.
Напомним, за историю независимой государственности НКР было проведено 4 прямых всенародных выборов президента (1996, 1997, 2002, 2007 гг.) и пять парламентских выборов, причем все они проходили в присутствии независимых международных наблюдателей, неизменно дававших им высокую оценку с точки зрения как организации, так и процедуры голосования. Регулярно проходят также выборы в органы местного самоуправления. По результатам состоявшихся 19 июля 2007 года в Карабахе предыдущих выборов лидером страны стал Бако Саакян, набрав 85,12% от общего числа избирателей.
22 марта в Степанакерте состоялось первое заседание Центральной избирательной комиссии НКР, посвященное подготовке и проведению выборов в республике. В центре внимания членов ЦИК оказались преимущественно вопросы рабочего характера, связанные с аккредитацией СМИ, утверждением новых форм бюллетеней и другой документации, а также предстоящая организация курсов повышения для будущих участников избирательного процесса. Порядок проведения выборов был несколько изменен. Если в прошлом кандидата могли выдвигать партии или инициативные группы, то после внесенных в 2010 году поправок в Избирательный кодекс НКР инициативные группы из этого процесса были исключены.
Несмотря на относительно спокойный и даже несколько рутинный характер подготовки к выборам, интриги, как представляется, все-таки не исключены. Вообще, неправильно характеризовать внутриполитическую ситуацию в НКР «застоем», как на это намекают авторы отдельных публикаций. Активизировалась политическая жизнь – так, в начале марта в Степанакерте было объявлено о создании новой партии – Партии труда и справедливости, в основе которой будет лежать, видимо, идеология, близкая социал-демократической.
В январе 2012 года экс-мэр Степанакерта, экс-депутат и экс-советник премьер-министра Эдуард Агабекян возобновил деятельность своей партии «Движение-88». Интересно, что, представляя свою партию как оппозиционную, Агабекян не исключил выдвижения своего кандидата на пост президента Нагорного Карабаха.
На момент подготовки данного материала центральным событием разворачивающейся избирательной кампании стало заявление Бако Саакяна о намерении баллотироваться на второй срок. Действующий президент пояснил, что чувствует ответственность за завершение всех тех программ, которые начали реализовываться в стране начиная с 2007 года.
Интересный нюанс: Бако Саакян планирует выдвинуть свою кандидатуру на пост президента республики в порядке самовыдвижения, так как ни в одной политической партии он не состоит. При этом действующий президент особо отметил крайнюю важность доверия народа как высшего носителя власти и подчеркнул, что только благодаря этому доверию возможно решить актуальные проблемы, стоящие перед республикой, реализовать все программы по обустройству страны.
Тем не менее вероятно, что Бако Саакян сможет рассчитывать на поддержку основных действующих в Арцахе политических партий. Так, соответствующее заявление сделал еще в декабре прошлого года лидер партии «Свободная родина», премьер-министр Ара Арутюнян, отметив, что «это позиция как членов совета партии, так и рядовых членов партии».
Однако не исключено и появление альтернативных кандидатов, что придаст избирательной кампании дополнительную состязательность и динамизм.
В любом случае есть все основания полагать, что конкурирующие кандидаты будут строго придерживаться конституционных рамок. Ведь сомнительные интриги, финалом которых стало выплеснувшееся на улицы острое внутриполитическое противостояние, как показал недавний опыт Южной Осетии, вовсе не свидетельствуют о состоятельности государственных институтов. Скорее – наоборот. В этом отношении в Нагорном Карабахе накоплен значительный опыт, а испытание «военной демократией» республика успешно прошла еще в середине 1990-х гг. Что же касается отсутствия в современном Арцахе сильной оппозиции, то политолог Грант Мелик-Шахназарян обращает внимание на свойственную небольшим обществам высокую степень консолидации. Результатом достаточно интенсивного диалога между властью и народом является высокая степень вовлеченности граждан НКР в управление страной. Этому способствует и активная культурная политика государства, немаловажной чертой которой является подчеркнутое уважение к России и ее исторической роли на Кавказе. Общественные и личные связи с Россией, где проживает немало выходцев из Карабаха, многие из которых достигли серьезных высот, а также географическое соседство с Ираном дополняют активные связи с зарубежными диаспорами и военно-политический союз с Республикой Армения, составляющий основу внешней политики Нагорно-Карабахской Республики.
Неурегулированный конфликт с соседним Азербайджаном является серьезным фактором сплочения большинства населения вокруг действующей власти. При этом внешняя политика Нагорного Карабаха оказалась, в известной мере, «в тени» внутренних проблем. Усилия президента НКР Бако Саакяна направлены, прежде всего, на решение задач внутреннего развития страны. В последние годы власти республики делали упор на улучшение социально-экономической сферы. Серьезно выросли объемы жилищного строительства, развиваются социально-экономическая инфраструктура и коммуникации не только в Степанакерте, но и в райцентрах, а также в сельской местности, что особенно важно в контексте поставленных задач по улучшению демографической ситуации и привлечению населения. В 2012 году на капитальное строительство в Арцахе будет израсходовано 12 млрд 69 млн драмов (почти 32 млн долларов) из госбюджета.
Привлекаются и средства зарубежных инвесторов. В частности, большинство проектов Всеармянского фонда «Айастан» осуществляется при софинансировании правительства НКР.
В Степанакерте при поддержке ипотечных программ работающего с 2007 года Арцахского инвестиционного фонда строятся квартиры для продажи населению. С 2009 года реализация программы началась и в районах. В 2011 году на строительство многоквартирных домов в столице и в районах республики было направлено более 3 млрд драмов (почти 8 млн долларов). Реализуются и программы финансового содействия ста сельским семьям на общую сумму 200 млн драмов (почти $526 тыс.). Как результат предпринимаемых мер – естественный прирост населения Нагорного Карабаха в 2011 году составил 1 тыс. 289 человек, число рождений вдвое превысило число смертей. По данным Национальной статистической службы НКР, в расчете на 1000 жителей в 2011 году пришлось 18 рождений. Интересно, что данный показатель выше не только аналогичного показателя Армении (13,8%), но и Азербайджана (17%). Растет и «механический» прирост населения – в 2011 году в Нагорный Карабах прибыли 1109 человек, что на 372 человека больше по сравнению с 2010 годом. Неблагоприятная тенденция оттока населения с территорий, не входивших в советское время в административные границы НКАО, похоже, преодолевается. Подавляющее большинство прибывших предпочитает селиться в Кашатагском районе – 55,7%, в столице – Степанакерте – 10%, Нор-Шаумянском районе – 8,8%.
Дополнительный импульс развитию этих районов может дать коммуникационная инфраструктура, связанная с экспортом продукции горнорудной промышленности (в частности, реконструкция участка трассы от Карвачара до армянского поселка Зод, имеющего стратегическое значение). Надо сказать, что в последние годы в НКР были предприняты значительные усилия по разработке природных богатств и привлечению зарубежных инвестиций. Горнорудная промышленность, на которую приходится почти половина объема промышленного производства республики, имеет все шансы стать одной из наиболее перспективных сфер экономики Карабаха. Дрмбонское месторождение, долгое время являвшееся «визитной карточкой» промышленной переработки горнометаллургических ресурсов в Карабахе, содержит примерно 5–10% их общих запасов в республике. Медно-молибденовое месторождение Цахкашен Мартакертского района НКР обещает быть гораздо более перспективным (за 10 лет планируется переработать 17 млн тонн руды), и группа компаний «Валлекс» намерена инвестировать около $80 млн в разработку данного проекта. Хорошие запасы имеются также в Кашатагском, Мартунинском и других районах. По словам премьер-министра Ара Арутюняна, власти республики «зациклились на Дрмбонском руднике, в то время как могли бы иметь несколько подобных предприятий. 2-3 года спустя у нас будет несколько комбинатов, не уступающих по своей мощности Дрмбонскому комбинату. Это обеспечит новые рабочие места, государственный доход, улучшение социально-экономической ситуации».
Другим приоритетом является обеспечение энергетической безопасности НКР. За последние годы сооружены и действуют «Трге-1», «Трге-2», «Сюник-1», «Сюник-2», в ближайшем будущем будут задействованы «Мадагис-1» и «Мадагис-2». В 2012 году начнется строительство «Трге-3» и «Сюник-3», которые планируются к завершению через год. Введенные в строй новые гидроэлектростанции вместе с основной ГЭС НКР – Сарсангской – будут производить около 330 млн квт.ч.
Общий же потенциал республики позволяет вырабатывать ежегодно до 700 млн квт.ч электроэнергии – вдвое больше потребности населения НКР, что потенциально делает республику поставщиком электроэнергии в соседние страны.
Реализация крупных инфраструктурных проектов будет сопровождаться серьезными налоговыми поступлениями и решением отдельных социальных задач, а также соблюдением экологических требований и норм.
Конечно, в Нагорном Карабахе имеется ряд острых социально-экономических проблем, характерных, впрочем, для всего постсоветского пространства и даже для Европы. Прежде всего, речь идет о высокой безработице, определенном социальном расслоении и высоких ценах на продовольствие, которые правительство, впрочем, пытается сдержать. В сфере земледелия и животноводства до сих пор сохраняется ряд острых проблем, связанных с необходимостью перевода этих отраслей с экстенсивного на интенсивный путь развития. Из 120 тыс. гектаров имеющихся в республике земельных угодий засеяно менее половины, далеко не полностью восстановлена разрушенная войной инфраструктура сельских районов, нуждаются в государственном субсидировании цены на современную технику и удобрения. В 2012 году в сфере сельского хозяйства будет реализовано 12 программ на общую сумму 2 млрд 830 млн драмов (около 7 млн 400 тыс. долл.).
За сухими цифрами – конкретные дела. В то же время и все имеющиеся болевые точки, так или иначе, окажутся в фокусе выборной кампании, однако она будет иметь серьезное значение и для внешнеполитического позиционирования республики. Избирательные циклы, как парламентские, так и президентские, в странах постсоветского пространства, получивших частичное признание или пока не получивших такового, традиционно находятся «под лупой» различных международных организаций, вовсе не обязанных позитивно относиться к самому факту существования этих государств. В случае с Нагорным Карабахом, интерес к которому региональных и глобальных игроков последовательно возрастает, ситуация потенциально могла бы сложиться еще опаснее. Силы, заинтересованные в получении от Еревана и Степанакерта дополнительных уступок в ходе переговорного процесса, вряд ли упустили бы удобную возможность воспользоваться предстоящими в Арцахе выборами, попытавшись сделать их фактором ослабления местных государственных институтов. И не сказать, что такие попытки предприниматься не будут вовсе.
Однако, изначально в Нагорном Карабахе избрали путь к независимости, ориентированный не на сиюминутную конъюнктуру, а на исторические, культурные, цивилизационные и политические традиции народа. Этот путь, сложный и чреватый опасностями, тем не менее является наиболее предпочтительным с точки зрения построения подлинно эффективного государства, заботящегося о своих гражданах, нивелирующего негативные влияния и использующего все ресурсы развития на благо всех граждан, а не только узкого слоя элиты. И в этом случае даже недостатки порой оборачиваются преимуществами. Так, нестабильность на международных финансовых рынках, кризис ряда благополучных европейских обществ, жертвой которых оказывается в первую очередь так называемый «средний класс», лишний раз подчеркивают важность осуществления инвестиционной политики, основанной не на спекулятивном внешнем капитале, а на собственных ресурсах.
Авторы некоторых публикаций, описывая государственную модель Нагорного Карабаха, используют, надо полагать, не без доли иронии, термин «социальный авторитаризм», противопоставляя его «демократии» в ее идеалистическом понимании, плохо соотносящемся с жесткой реальностью. Так что, думается, ирония в данном случае неуместна. По крайней мере, в Арцахе этот самый «социальный авторитаризм» показывает себя гораздо лучше, нежели «периферийный либерализм», превращающий окружающие пространства в пустыню, а общества за пределами бешено богатеющей, предельно коррумпированной «элиты» – в «демократический» конгломерат ненавидящих друг друга осколков. Ориентированная на развитие государственная модель Нагорного Карабаха, взятая на вооружение в последние годы, позволит небольшому государству превратиться в конечном итоге из объекта в полноправный субъект международных отношений. И такое государство рано или поздно будет признано – сначала де-факто, а впоследствии, возможно, и де-юре.
Андрей Арешев, по материалам: Ноев Ковчег
bs-kavkaz.org