Режим в Азербайджане хуже, чем в Беларуси, однако не подвергается санкциям
Существуют различия в области прав и свобод человека между Азербайджаном и Белоруссией, но различия эти заключаются лишь в масштабах проблемы. К политической оппозиции и политзаключенным в Азербайджане относятся также плохо, как и в Белоруссии, а иногда даже хуже. Те, кто ставят ярлык «последней диктатуры Европы» на режим президента Александра Лукашенко, но не на режим в Баку, либо считают, что Азербайджан не является Европой, либо же попросту игнорируют факты. Об этом говорится в статье, опубликованной в аналитическом ежеквартальном журнале «Новая Восточная Европа».
В статье, отмечается, что сегодня в Белоруссии есть 10 политзаключенных, в то время как в Азербайджане предположительные оценки о числе политзаключенных начинаются от 15. В настоящее время в Белоруссии ни один журналист не сидит в тюрьме. В Азербайджане только в прошлом месяце 2 журналиста были задержаны и с тех пор содержатся в тюрьме без права переписки. Последняя волна крупных политических репрессий в Белоруссии имела место почти год назад. Массовые аресты в Азербайджане также имели место около года назад, но задержания отдельных людей, клеветнические кампании против журналистов и преследование активистов неправительственных организаций становятся все более частым явлением и общей частью жизни тех, кто выступает против правящего режима не только в Белоруссии, но и в Азербайджане.
Проще говоря, будь то активист гражданского общества или оппозиционный политик, правительство попытается сделать их жизнь несчастной, как в Белоруссии, так и в Азербайджане, но вероятнее всего, хуже будет в Азербайджане, сказано в статье.
Автор отмечает, что несмотря на похожую ситуацию в обеих странах, у Европы очень разные подходы к этим «восточным партнерам». В то время, как против Белоруссии вводятся экономические санкции, действия в отношении Азербайджана напоминают условия свободного сотрудничества. Европейцы часто выступают с заявлениями, осуждая нарушение прав человека в Азербайджане, а европейские лидеры в беседах в азербайджанскими чиновниками обычно упоминают о плачевном состоянии прав человека в республике. Однако серьезным образом не обсуждалась возможность поддержки демократии в Азербайджане со стороны ЕС или запрет на путешествия в Евросоюзе лицам нарушающим права человека в Азербайджане. Связано ли это с энергетическими ресурсами, или этому есть какие-то другие причины, но Евросоюз относится к Баку иначе, чем к Минску, отмечает автор.
В статье говорится, что ЕС избегает предложения ввести политические или экономические санкции в отношении режима в Азербайджане. На вопрос журналиста о возможности введения запрета на выдачу виз лицам, осуществляющим политически мотивированные аресты и судебные процессы, находящийся в Баку европейский дипломат ответил: «Санкции не сработают в Азербайджане. ЕС не имеет влияния в этой стране».
Не считая заявлений о нарушении прав человека в Азербайджане, Евросоюз постепенно становится более робким и в вопросе о возможности привлечения правящего в Азербайджане режима к ответственности за отсутствие демократии в стране. Если Азербайджан захочет осуществить диверсификацию своей нефтяной экономики, страна будет искать новые технологии в Европе. Правительство страны также заинтересовано в повышении эффективности управления, и вряд ли в этом вопросе Азербайджан может ожидать помощи от России или Ирана. Если вкратце, пишет автор, то ЕС, похоже, отказывается и от тех небольших рычагов влияния, которые на самом деле имеет.
Ни один из двух подходов — жесткие санкции или свободное взаимодействие — не работает по одной и той же причине: и в Белоруссии, и в Азербайджане один человек — Лукашенко и Алиев — диктуют тон и темпы взаимодействия с ЕС. Когда речь идет о связях во всех областях — политический диалог, экономическая интеграция, образование или личностные контакты, из всех 6 стран программы Восточного партнерства, Белоруссия и Азербайджан — два наиболее отдаленных от Европы государства. И это несмотря на то, что ЕС является важнейшим торговым партнером Азербайджана, и вторым после России в Белоруссии.
Проще говоря, присутствие ЕС — и таким образом, влияние — в обеих странах не означает существенного рычага воздействия. ЕС может ввести визовые запреты в отношение режима Лукашенко или осудить состояние прав человека в Азербайджане — это очень важные символические шаги. Но то, как она применяется сегодня, политическая обусловленность (или их отсутствие в случае Азербайджана) вряд ли заставит оба режима изменить свое поведение, когда дело доходит до таких вопросов, как демократизация политической системы и верховенства закона: оба режима стремятся продолжать диалог с ЕС в сфере чистой технократии и экономической помощи.
Panorama.am