В Товузском районе Азербайджана зреет «Ходжалу»
Уже две недели, как из Тавушского и Ноемберянского регионов Армении поступают тревожные вести. Азербайджанская сторона, и раньше не отличавшая соблюдением Соглашения о прекращении огня, теперь принялась за методичные обстрелы приграничных армянских населенных пунктов. Жители сел Довег, Беркабер, Айгепар, Мовсес, Неркин Кармир Ахбюйр и других живут в постоянной тревоге. А в ночь на 27 апреля, на дороге, ведущей из села Мовсес в Айгепар, проникшая на территорию Армении азербайджанская террористическая группа буквально расстреляла автомашину, в которой находились четверо армянских военнослужащих – контрактника (границу охраняют практически исключительно контрактные военнослужащие), трое из которых погибли.
Все эти события и стали причиной нашей поездки в беспокойный регион, в котором мы встретились как с жителями, так и с охраняющими границу армянскими военнослужащими. И хотя обстановка напряжена по всему приграничью с Товузским и Казахским районами Азербайджана, наиболее сложная ситуация, пожалуй, сложилась в селе Мовсес. Глава сельской управы находился по делам в Берде, и нашим гидом стал его заместитель, Завен, показавший пострадавшие в последние дни от обстрелов со стороны Азербайджана дома сельчан. Собственно, можно было обойтись и без Завена, так как практически все дома в Мовсесе носили следы от пуль крупнокалиберного пулемета ДШК.
СЕЛО МОВСЕС
В дом пенсионерки Мани Маркарян попали четыре снаряда – язык не поворачивается называть выстрелы из ДШК пулями – еще одна влетела в окно. Однако женщина не паникует: «Спасибо нашим воинам. Они быстро подавили огонь врага. Вообще, присутствие молодых крепких ребят в военной форме придает нам уверенность и спокойствие». Маня продемонстрировала нам еще и военное мышление: «Надо уничтожить огневые точки врага на окружающих село высотах (она назвала целых четыре ориентира). Тогда враг лишится возможности стрелять по нашему селу». От вопроса – не боится ли она? – Маня пренебрежительно отмахивается: «Это пусть они боятся. Мы здесь у себя дома, и нам не пристало бояться незваных пришельцев. Вот, прямо напротив азербайджанонаселенная деревня Алибейли, вот они пусть боятся, так как в случае большого боя именно жители этого села пострадают в первую очередь».
Об Алибейли говорили практически все жители Мовсеса. Аракел, дом которого также пострадал от обстрелов последних дней, также обращается к теме Алибейли. «Мало того, что они расположились на нашей земле, так теперь еще с территории Алибейли ведется обстрел нашего села. Неужели они думают, что мы намерены терпеть это. У нас здесь дети, внуки, и мы готовы обеспечить их безопасность». Эти слова – мы не намерены молча терпеть угрозу жизни наших детей – в разных вариациях повторяли все мовсесцы.
ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ МОВСЕС
— Наблюдается ли у сельчан желание покинуть опасное место? – спрашиваю у Завена.
— Враг об этом мечтает, — отвечает он. — Не дождутся. Мы недавно освятили в Мовсесе новую церковь не для того, чтобы отдавать ее кому бы то ни было. Мы здесь живем от начала времен и, будьте уверены, проживем еще столько же тысяч лет. Если кому-то это не нравится – Завен кивает в сторону Алибейли – то пусть убираются отсюда. А будет так продолжаться, то мы поможем им в возвращении туда, откуда они прибыли сюда.
Алибейли – село на заклание
Алибейли ядовитым жалом вклинился на территорию Армении. Село это, родившееся всего несколько десятков лет назад, стало известно в июне прошлого года, когда в результате внутрисемейных разногласий там была убита приехавшая погостить из Петербурга девочка. Азербайджан тогда попытался обвинить в этом преступлении Армению, якобы сплавившей по речке Тавуш начиненную взрывчаткой игрушку, но эта «версия» убийства была настолько нелепой, что заглохла почти сразу. Интересно, что с тех азербайджанские правоохранительные органы словно набрали в рот воды, и упрямо молчат о ходе расследования смерти девочки.
Меня, однако, не покидает предчувствие, что об этом селе мы еще услышим. И не только мы. Дело в том, что Азербайджан явно готовит в этом регионе крупную провокацию, главной жертвой которого «назначено» Алибейли. «Село на заклание» — именно так можно охарактеризовать планы Баку относительно Алибейли. Из этого села обстреливаются армянские населенные пункты, Алибейли блокирует дороги между армянскими селами. Именно в Алибейли ведут следы террористов, расстрелявших машину с армянскими военнослужащими.
АЛИБЕЙЛИ. СЕЛО НА ЗАКЛАНИЕ
Все это – блокада дорог, обстрелы под прикрытием жилых домов, теракты, поджоги полей – удивительно напоминает Ходжалу (ныне Иванян) до февраля 1992 года. Азербайджан явно готовит крупную провокацию, почву для пропагандистского обвинения Армении в жестоком отношении к «мирному» населению Алибейли. Понятно, что терпеть присутствие на нашей земле сеющего смерть населенного закавказскими турками села Армения долго не будет. Понятно и то, что в случае начала операции по ликвидации огневых точек в Алибейли, армянские воины, так же, как и во время операции по уничтожению бандитских формирований Азербайджана в Ходжалу, сделают все возможное для обеспечения безопасности мирного населения. Остается только понять, под каким Товузом будут расстреляны жители Алибейли? Жестоко, но справедливо критикуемому в авторитаризме и массовом нарушении прав человека Азербайджану ныне явно нужна большая кровь, новый пропагандистский «запал», способный перевести стрелки обвинений в сторону Армении. А для претворения этой цели Азербайджан не остановится ни перед чем, в том числе и перед массовым расстрелом собственных соплеменников.
Теракт в интерпретации газеты «Айкакан Жаманак»
Как уже было сказано, в ночь на 27 апреля азербайджанские террористы расстреляли машину с четырьмя армянскими военными. Этот кровавый акт нельзя классифицировать иначе как теракт, и вот почему: ребята ехали из Еревана в гражданской машине «ВАЗ – 2107» с гражданскими же номерами. Террористы никак не могли знать, что в машине находились военные – с тем же успехом в ней могли быть и женщины, и дети. Наличие в машине военных – чистая случайность. Террористы, в нарушение всех существующих конвенций, стреляли по гражданской машине, а не по военным.
Мы встретились с сослуживцами погибших Давида Абгаряна, Аршака Нерсисяна и Арама Есаяна, а также побывали на месте трагедии. Место действительно опасное, азербайджанские посты Алибейли находятся всего в 200 метрах от дороги. Террористы проникли на эту территорию, устроили засаду и расстреляли первую проезжавшую машину.
НА ЭТОМ МЕСТЕ 27 АПРЕЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ СОЛДАТЫ СОВЕРШИЛИ ТЕРАКТ
Судя по всему, террористы, хоть и обученные, явно пребывали в страхе. Расстреляв мирную машину с безоружными пассажирами, они кинулись бежать обратно в Алибейли, бросив напоследок гранату. При этом брошенная с близкого расстояния граната взорвалась в нескольких метрах от машины, а сами террористы даже не заметили выбросившегося из машины Аркадия Есаяна – он остался жив и даже не получил ранений. Остальные трое получили тяжелые ранения: один умер на руках у примчавшихся минут через 15 на место преступления сослуживцев, а двое – по дороге в госпиталь.
Газета «Айкакан Жаманак» описала этот случай иначе: мол, обстреляв машину, террористы (АЖ называет их диверсантами) вытащили оттуда раненых и добили их ножами, перерезав им горло. Непонятно, зачем армянской газете нужно было придумывать «подробности» преступления, и откуда у нее появились эти «сведения»? Однако не может быть никаких сомнений в том, что такая «информация» способна нанести душевную травму не только родным и близким погибших, но и всему армянскому народу и, в конечном счете, служит во вред армянским государствам.
На посту
Мы поднялись на крутую горку, прямо под которой раскинулось село Алибейли. Долго наблюдали за селом. По правому берегу речки никакого движения не было заметно. Наши ребята объяснили, что после теракта на дороге Мовсес – Айгепар все жители этого околотка покинули свои дома. «Идиоты, они даже не понимают, что при желании мы можем пристрелить любую курицу что по этот берег реки, что по другой. Но мы – армяне, а не закавказские турки, и мирные жители в качестве мишени для нас просто не существуют, — говорит уже знакомый нам Армен, — вот военные, это другой разговор. Если раньше мы часто просто пережидали в укрытиях конца обстрела, то теперь стараемся уничтожить любого, кто стреляет в нашу сторону».
— Получается?
Парни широко улыбаются. «Получается, и даже хорошо получается. Особенно у него», показывают на голубоглазого, чем-то неуловимо напоминающего славянина солдата.
Выяснятся, что это именно он одиночным выстрелом из простого Калашникова всадил пулю между глаз капитану вооруженных сил Азербайджана, командовавшему огнем с вражеской стороны.
— Разве у вас нет снайперской винтовки, что стреляете из автомата?
— А зачем здесь снайперская винтовка, — вопросом на вопрос отвечает боец, — до врага рукой подать, а со зрением у меня нет никаких проблем…
Ребята на посту собраны, в полной амуниции, в обязательных бронежилетах и касках. Я обратил внимание на внешний вид наших Воинов: ребята опрятны, в чистой форме и до блеска начищенных ботинках. Удивительно, но на самой макушке горки они еще несколько лет назад посадили виноград, и заботливо ухаживают за ним. Наступало время ужина, и бойцы пригласили нас отведать с ними: что Бог послал. «Бог» оказался не только щедрым, но и вкусно готовящим, и мы, уже много часов мотавшиеся по селам и боевым постам, дружно налегли на угощение.
Ответ, пока несоразмерный, последовал
Спустя два дня после трагедии 27 апреля, в Товушском районе побывал президент Армении Серж Саргсян, который обещал тавушцам, что это преступление Азербайджана обязательно получит достойный ответ. Естественно, что, будучи на месте, мы спросили у наших бойцов о том, как выполняется обещание Президента? Ребята улыбнулись: наказ выполняется. Выяснилось, что за последние три дня армянским военным удалось уничтожить от семи до восьми обстреливающих наши села азербайджанских аскеров, в том числе одного капитана. По поводу восьмого точной уверенности не было, он был тяжело ранен, и один из наших вроде бы слышал по рации, что он умер. Но семерых уничтожили точно. Еще около десяти аскеров были ранены.
АРМЕН
Армен, военнослужащий контрактной службы Армянской армии, выразил общую мысль: «Мы понимаем, что этого мало, и наш ответ пока несоразмерен нашим потерям, так как каждый из наших друзей заслуживает гораздо больших почестей, но мы действуем осторожно, стараемся больше не радовать врага. Однако наш народ может быть спокоен: мы способны не только отстоять Родину, но и заслуженно наказать врага».
— Но пресса сопредельного государства ничего не сообщает о боевых потерях в вооруженных силах Азербайджана.
Ответ Армена был кратким и логичным: «Важно, что враг уничтожается. От того, что Азербайджан ничего об этом не сообщает, убитые аскеры не воскреснут».
В самом деле, главное, что наши ребята спокойны и совесть у них чиста. Как перед Родиной, так и перед памятью своих боевых друзей. А уж как будет Азербайджан объяснять недостачу в рядах своих вооруженных сил, нас должно заботить в последнюю очередь.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН