Роберт Кочарян претендует на пост премьер-министра Армении
В Армении комментируют интервью экс-президента страны Роберта Кочаряна от 3 мая агентством Mediamax — практически эксклюзивным каналом вещания бывшего армянского президента. Отметим, что Кочарян выступил в прессе за три дня до парламентских выборов, хотя до этого сохранял продолжительное молчание.
Один из армянских политологов — Александр Искандарян, анализируя сказанное Кочаряном, констатировал, что тот «предельно ясно заявил, что не является теневым лидером политического поля Армении, хотя в обществе широко распространена противоположная точка зрения». Кроме того, политолог приходит к выводу, что Кочаряна неверно отождествлять с партией «Процветающая Армения», участвующей в парламентской кампании. По словам Искандаряна, заявление Кочаряна о том, что он не участвует в политической жизни, за несколько дней до парламентских выборов в Армении (6 мая) — «естественное явление».
С оценками Искандаряна не согласился эксперт по проблемам Закавказья Виктор Якубян. По его словам, предвыборное выступление Кочаряна свидетельствует как раз об обратном положении дел: «если не участвуешь в политической жизни, то зачем тогда выступать в условиях и без того накаленной внутриполитической обстановки? Сказал бы, что не участвуешь на самом старте кампании. Или вообще молчал бы!».
Якубян обратил внимание на ключевое, по его мнению, заявление Кочаряна о том, что «в Армении сегодня есть сильные общественные ожидания перемен». «Кочарян особо выделил, что главный волнующий его вопрос состоит в том, в какой степени люди связывают эти перемены с его возвращением в активную политику», — напомнил эксперт. По его словам, тем самым экс-президент однозначно подтверждает свой интерес к возвращению на политическую сцену страны.
«Если разбить интервью Роберта Кочаряна на смысловые ряды, то выделяются следующие месседжи:
— я хочу вернуться в политику;
— мои опыт и знания оказались невостребованными действующим правительством;
— (и поэтому!) экономическая политика правительства провалена;
— виноват в этом действующий премьер-министр Тигран Саркисян;
— партия «Процветающая Армения» должна получить серьезное представительство в парламенте;
— в противоположном случае, «великие дела» не свершатся;
— у меня в активе эффективный контакт с избранным президентом России Владимиром Путиным, а у действующей власти — нет», — проанализировал текст интервью Виктор Якубян.
«Таким образом, интервью Роберта Кочаряна свидетельствует не о том, что он не является теневым лидером страны, а о том, что он остается действующим полюсом влияния на внутриполитические процессы в Армении, оперирующим мощными рычагами внутреннего и внешнего воздействия, осторожно и внимательно анализирующим свои перспективы в свете текущей ситуации и существующих ресурсов», — считает эксперт.
По его словам, Кочарян ясно обозначает свою претензию на кресло премьер-министра, оговаривая и механизмы достижения своей цели — ожидаемый им успех партии «Процветающая Армения» на парламентских выборах 6 мая.
При этом, по его словам, самым мощным аргументом в пользу своего возвращения в активную политику, Кочарян, по всей видимости, считает свое «эффективное сотрудничество» с Владимиром Путиным, в противном случае он бы не упоминал имя российского лидера в накаленной предвыборной ситуации в своей стране. «Армянская общественность понимает, что в сложившихся в регионе политических условиях, выправить экономическую ситуацию в стране без масштабной помощи России в среднесрочной перспективе вряд ли удастся. Важна для людей «эффективная связь» с Россией и в плане обеспечения безопасности Армении. В свете этих общественных настроений, заявление Кочаряна об «особом личном взаимопонимании» с Путиным приобретает совершенно четкий электоральный характер. Более того, он фактически связывает экономические проблемы Армении с отсутствием такой связи у действующего президента. Насколько корректно в отношении самого Путина столь откровенное использование его имени во внутриполитических целях внутри другой страны — другой вопрос. Впрочем, эксплуатация образа российского лидера в некоторых странах СНГ, где российское влияние пока еще достаточно сильное — общепринятая практика. Другое дело, что это не всегда позитивно влияет на интересы самой России в данной стране, поскольку местные деятели тем самым автоматически снижают ее рейтинг до собственного уровня», констатировал Виктор Якубян.
regnum.ru