Руководство Азербайджана витает в потустороннем мире
Представляем интервью заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна :
Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ вступили в полосу президентских выборов. Выборы намечены также в Армении и НКР. Как Вы считаете, замедлит это обстоятельство переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта?
Не думаю, что выборные процессы окажут влияние на переговорный процесс, поскольку существует понятие преемственности власти. К примеру, 2008 год тоже был выборным, однако переговоры были продолжены на основе документа, представленного в 2007 году, когда в двух из трех стран-сопредседателей, да и в Армении, были другие президенты. Тем более, что Армения неоднократно подтверждала свою готовность продвигать переговорный процесс на основе выработанных при посредничестве сопредседателей основополагающих принципов разрешения конфликта.
Сторона, которая всеми силами и средствами торпедирует достижение прогресса – Азербайджан, а разговоры о смене власти или выборных процессах в Азербайджане вызывают, по крайней мере, улыбку.
Как Вы считаете, насколько при нынешней позиции Азербайджана – то подписывает документы, то отказывается, и при этом пытается свалить вину на Армению, как можно вообще доверять ему, что окончательное соглашение будет выполнено?
Вопрос очень глубинный с учетом того, что ты имеешь дело с субъектом, который всей своей деятельностью доказывает, что не выполняет взятые им, в том числе письменно, обязательства. При этом неустанно продолжают бряцать оружием, хотя в Баку уже давно поняли, что это не может шантажировать посредников, а тем более влиять на позиции армянских сторон. Вот почему плаксивая агрессивность Азербайджана уже переходит в агрессивную плаксивость. Именно поэтому посредники считают необходимой базой прогресса в переговорном процессе создание мер доверия между всеми сторонами.
Естественно, что выдержанная в геббельсовских традициях антиармянская истерия, милитаристская риторика и попытки сведения любых позитивных начинаний к своим пропагандистским целям только мешают. К примеру, неоднократно говорилось, что для повышения мер доверия необходимы контакты между всеми сторонами. Речь идет также о НКР как об основной стороне конфликта. И когда азербайджанская сторона пытается представить это как якобы процесс, который необходим для того, чтобы общественность поняла, что Карабах должен быть в составе Азербайджана, она тем самым исходно блокируют начинание, которое могло бы дать положительные результаты. Создается патовая ситуация: руководитель Азербайджана не успев подписать заявление о необходимости укрепления мер доверия, объявляет всех армян фашистами и врагами Азербайджана.
В таком случае, какой смысл в дальнейших переговорах, раз Азербайджан предвосхищает итоги переговоров?
На самом деле Азербайджан ничего не предвосхищает. Пословица гласит – если повторять «халва», во рту слаще не станет. У них от этого непрерывного повторения во рту становится горше, а не слаще, и они уже совершенно оторваны от реалий, витают в каком-то другом мире, где другое международное право, где другая история, другая география, другая, присущая средневековью, система ценностей. И пока руководство Азербайджана витает в этом потустороннем мире, оно делает заложником своего иррационализма, в первую очередь, собственный народ. В свое время авантюра Баку уже обернулась большой кровью — столько жертв, столько беженцев, столько сломанных судеб, и все это из-за преступно недальновидной политики. И сегодня они вновь пытаются наступить на те же грабли.
Тогда чем Вы объясните такой углубляющийся иррационализм азербайджанского руководства?
Наследственный режим Алиева все больше впадает в агонию, что обусловлено как арабской весной, так и усиливающимся давлением по поводу ограничения свободы слова, подавления оппозиции и инакомыслия и деструктивной позиции в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию. Кроме того, у руководящего Азербайджаном клана все более проявляется комплекс неполноценности: будучи агрессором, пытаются обвинять в этом армянские стороны, держа под оккупацией территории Нагорного Карабаха, обвиняют в оккупации армянские стороны, варварски уничтожая на всей территории Азербайджана культурно-историческое наследие армян и других коренных народов региона, пытаются приписать такую же политику Армении, почему-то в отличие от единокровной Турции, стыдясь своей истории, пытаются доказать, что пришлыми в регионе являются армяне, осуществив зверские погромы и этническую чистку армян на территории Азербайджана, пытаются обвинять Нагорный Карабах в ходжалинской трагедии, которую сами же устроили. Впервые появившись на политической карте мира как государство в 1918 году, Азербайджан пытается отрицать наличие многовековой истории государственности и культуры Армении – страны, которая более чем 1700 лет назад первой приняла христианство в качестве государственной религии и которая отмечает 500-летие книгопечатания, страны, которая непрерывно упоминается в трудах историков, начиная с древнегреческих.
В Азербайджане продолжают интерпретировать наличие принципа территориальной целостности и права народов на самоопределение в Мадридском документе как самоопределение Карабаха в составе Азербайджана?
Будь бы так, Азербайджан не торпедировал бы переговорный процесс и не сорвал бы достижение договоренностей в Казани. Как бы Баку не тужился извращать международное право, однозначно, что согласно уставу ООН, одной из трех целей организации является установление дружеских отношений между народами на основе уважения равноправия и права народов на самоопределение. Это цель.
Территориальная целостность, о которой все время говорит Азербайджан, это один из принципов организации, направленный на выполнение данной цели. То есть территориальная целостность сама по себе очень важна, чтобы сильный не имел искушения силой решить проблемы, как имел такое искушение Азербайджан в отношении НКР и поплатился за это. Но никогда не может быть противопоставлен цели организации принцип, который направлен на выполнение этой цели. Недопустимо выдергивать тот или иной принцип и возводить его в абсолют. Международное право необходимо рассматривать как единое целое.
Стала ли Турция заложницей позиции Азербайджана?
В определенной степени да. Уже долгие годы Турция стремится к евроинтеграции. Как показывают реалии, пока Турция к этому не готова. Одним из критериев следования Турции европейской системе ценностей явилось бы признание Геноцида. Продолжительное время в Турции факт Геноцида замалчивали, потом пошла волна отрицания, судебному преследованию подвергались те, кто говорил о нем. Несмотря на это, в турецком обществе все громче звучат голоса в поддержку признания Турцией Геноцида и своей истории. Очевидно также, что сегодняшнее турецкое руководство не готово к признанию.
По сути дела уже 20 лет как Азербайджан своей армяноненавистнической политикой и политикой этнических чисток, погромов и милитаристских заявлений в адрес Армении и Нагорного Карабаха является наследником человеконенавистнической идеологии и геноцидальной политики Османской империи. И сегодня, когда он строит свои взаимоотношения с Турцией, ставя во главу угла именно вопрос антиармянства, тем самым становится камнем на ноге Турции, который тянет современную Турцию в ее Османское прошлое. И доказательством этому явилось то, что произошло на площади Таксим в Стамбуле, когда звучали лозунги, типичные для Турции того периода, когда осуществлялся Геноцид армян. Получается так, что Азербайджан взваливает на плечи Турции груз своих проблем. Не случайно говорят: «если хочешь освободиться от ноши, то не нужно ее ополовинивать, нужно ее попросту сбросить». Закономерно, что Азербайджан, будучи продолжателем геноцидальной политики Османской империи, сегодня с пеной у рта, громче, чем Турция, пытается отрицать факт Геноцида армян.
Беседовала Мариам Левина
news.am