Ложь со ссылкой на ложь Гейдара Алиева
12 апреля в Бакинском государственном университете состоялась презентация книги доктора исторических наук, профессора Эльдара Исмаилова «Степан Шаумян – обреченный на забвение – портрет «легендарного коммунара» без ретуши». Саму книгу мне еще не довелось прочитать, однако ее длинное и несуразное название – об обреченных на забвение книги не пишут – а также выступления на презентации ректора БГУ А.Магеррамова и самого автора позволяют представить суть новой книги.
Собственно говоря, уже тот факт, что в 2012 году в Баку издана книга об армянине, позволяет уверенно утверждать, что она пропитана ненавистью не только к герою книги, но и ко всему армянскому вообще. Азербайджанские ученые получили этот наказ от Ильхама Алиева еще 8 апреля 2004 года во время транслировавшегося по телевидению скандального заседания редакционной коллегии Азербайджанской энциклопедии. В последний раз он рассказал о врагах Азербайджана – армянах всего мира – в конце февраля текущего года, в заключительной речи на конференции, посвященной итогам третьего года реализации «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2009-2013 годах».
Однако случай со Степаном Шаумяном не вписывается в разряд заурядных, ибо с именем этого человека азербайджанская пропаганда связывает «геноцид азербайджанцев в Баку» в марте 1918 года. Обвинение серьезное, поэтому иронизировать и напоминать о том, что в 1918 году самого этнонима «азербайджанцы» не существовало, наверное, не стоит. Этнонима не было на самом деле, но были разношерстные тюркские племена, которых потом Сталин оптом обозвал азербайджанцами. Согласимся с этим фактом, и вернемся к книге и «обреченному на забвение» Шаумяну.
Почему «обреченный на забвение» поймет и азербайджанский второклассник. Когда доблестная аскерня оккупирует Республику Арцах, то названная именем Степана Шаумяна ее столица – Степанакерт – будет переименована; вот вам и забвение. Осталась самая «мелочь»: захватить Степанакерт. А потом еще и Дагестан, в Кизлярском районе которого есть поселок Шаумян. Кажется, Азербайджану придется немало повоевать, так как поселки Шаумян есть в Грузии, Краснодарском районе, Абхазии, а в Армении, кроме Шаумяна, есть еще и названный его именем город Степанаван. Кроме того, на территории бывшего Союза ССР десятки площадей, проспектов и улиц имени Шаумяна.
Но, вернемся к книге, на презентации которой ректор БГУ Магеррамов почему-то поведал собравшимся историю партии «Дашнакцутюн» от самого рождения до трагедии жителей поселка Ходжалу под Акной (некогда — Агдам) в феврале 1992 года. Как известно, дашнаки, мягко говоря, не дружили с большевиками, а Шаумян был не просто большевиком и верным ленинцем, а руководителем большевиков всего Кавказа. Магеррамов лжет, поддакивая не автору книги (азербайджанскому академику не пристало поддакивать профессору), а ее заказчикам. Причем, Магеррамов лжет, ссылаясь на авторитет «общенационального вождя» Азербайджана Гейдара Алиева. «О необходимости объективного освещения деятельности Шаумяна говорил еще Гейдар Алиев», — говорит ректор БГУ, забывая, что сам Гейдар Алиев уже успел подробно высказаться по Шаумяну.
«Вся недолгая, но яркая, наполненная глубоким содержанием жизнь профессионального революционера, многогранная партийная и государственная деятельность Степана Георгиевича Шаумяна — символ беззаветной борьбы за свободу и счастье трудового народа, за торжество идеалов коммунизма. Степана Шаумяна отличали ясный ум, глубина анализа, удивительная способность проникать в самую суть явлений, видеть всю их диалектическую закономерность. Идейная непоколебимость, большевистская принципиальность, беспредельная преданность рабочему классу, бескомпромиссность к врагам революции – таков сплав героического характера Степана Шаумяна», — это из выступления Гейдара Алиева на посвященном 100-летию со дня рождения С.Шаумяна торжественном заседании 11 октября 1978 года.
Но ректору А. Магеррамову и историку Э.Исмаилову наплевать на то, что говорил Гейдар Алиев, им важнее угодить сыну Гейдара, президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Так, Магеррамов утверждает: «Факты подтверждают, что его целью было физическое уничтожение азербайджанского населения». А Исмаилов, покопавшись в архивах, «выявил, что совершенный в марте 1918 года геноцид против азербайджанского народа был организован Степаном Шаумяном». В свое время этот вопрос выявлял и Гейдар Алиев: ««В марте 1918 года мусаватисты подняли антисоветский мятеж в Баку, намереваясь задушить Советскую власть. Благодаря решительным и твердым мерам, принятым большевиками, мятеж был ликвидирован». То есть события марта 1918 года в Баку были классовой борьбой. Именно поэтому Гейдар Алиев продолжил свои восхваления: «И сегодня мы с гордостью и любовью говорим, что великий сын армянского народа Степан – это и сын азербайджанского народа, всех народов Закавказья, всего многонационального и единого советского народа». Ради истины добавлю, что все эти высказывания Гейдара Алиева сопровождались бурными и продолжительными аплодисментами.
Можно возразить, что Гейдар Алиев, одурманенный большевистской пропагандой, просто не знал о деятельности С. Шаумяна, а его речь на юбилее – всего лишь наглядное подтверждение умения стелиться перед высшим начальством. Подобные возражения были бы приняты, если бы будущий «общенациональный вождь», президент и отец президента Азербайджана был бы рядовым бухгалтером или даже знатным нефтяником. Но к октябрю 1978 года Гейдар Алиев успел 26 лет проработать в КГБ Азербайджана (из них два последних года – председателем КГБ Азербайджана) и 8 лет первым секретарем коммунистической партии Азербайджана. У него был доступ абсолютно ко всем секретным документам и архивным материалам, и наивно было бы считать, что Алиев выступил на заседании неподготовленным. Факты, приведенные в его речи, указывают на то, что Гейдар Алиев основательно проштудировал биографию и партийную деятельность С. Шаумяна.
«Осенило» Гейдара Алиева лишь в 1998 году, когда он подписал указ «О геноциде азербайджанцев». Причем, «осенило» масштабно: и по времени – начиная с 1813 года – и по пространству – «геноцид азербайджанцев» в указе Гейдара Алиева расползся по всем районам Армении, Арцаха и Азербайджана.
Приходится считать, что до поражения, понесенного Азербайджаном в им же предпринятой агрессии против Республики Арцах, Гейдар Алиев был никчемным и безграмотным политиком, Не исключено, правда, что родившийся в курдской юрте и от курдских родителей Гейдар Алиев мучительно долго, не менее семидесяти лет, формировал в себе «этнического азербайджанца». А сформировавшись и став «азербайджанцем», даже заявив в парламенте Азербайджана о своей гордости тем, что является азербайджанцем, Гейдар Алиев глубоко проникся проблемами своего нового этноса. Остается только догадываться, почему при этом он продолжал гнать на верную смерть десятки тысяч своих новых сородичей и тысячами закапывал их, уничтоженных твердой рукой армянских бойцов, в безвестных могилах?
А пока истинные представители тюркских племен раздумывают над этим вопросом, Э. Исмаилов продолжает выдавливать из себя новые опусы. На презентации книги о Степане Шаумяне он сообщил, что в скором времени выйдет его новая книга, посвященная жизни и деятельности Анастаса Микояна.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
voskanapat.info