Голос в ООН
16 марта Армения установила дипломатические отношения с Тувалу — тихоокеанским государством в Полинезии площадью суши всего в 26 кв. км и населением менее 13000 человек. Однако, несмотря на свои скромные размеры, эта страна является членом ООН и обладает правом голоса.
ТУВАЛУ — СУВЕРЕННОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, Конституция которой установила с 1 октября 1978 года монархическую форму правления с Вестминстерской системой парламентаризма. В настоящее время страна входит в состав Содружества наций и официальным главой государства является британский монарх. Ряд премьер-министров страны были сторонниками изменения государственного строя Тувалу с монархического на республиканский — возглавляемый президентом. Однако на референдуме, состоявшемся 30 апреля 2008 года, за сохранение монархии проголосовало 1260 человек, и только 679 — за переход к республике.
До установления дипломатических связей между Арменией и Тувалу взаимоотношения между этими двумя субъектами международного права были зафиксированы лишь однажды, и то опосредованно. Это произошло в 2007 году в ходе заседания 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, когда была принята резолюция «О положении на оккупированных территориях Азербайджана», в которой подчеркивалась необходимость «немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики».
Предложенный официальным Баку этот проект резолюции был тогда поддержан 39 голосами при 100 воздержавшихся, причем большинство поддержавших азербайджанскую инициативу стран были членами Организации Исламской конференции (ОИК). Среди них — Афганистан, Индонезия, Иордания, Кувейт, Ливия, Малайзия, Марокко, Нигер, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Сомали, Судан, Турция, Йемен, Бахрейн, Оман, Катар, Сьерра-Леоне, Объединенные Арабские Эмираты, Бангладеш, Гамбия, Ирак, Коморские острова, Мальдивы, Джибути, Бруней, Нигерия, Узбекистан.
Таким образом, на долю стран — членов ОИК, поддержавших азербайджанский проект, приходился 31 из 39 голосов. Тувалу поддержал азербайджанскую резолюцию, но уже в числе оставшихся 8 неисламских стран (вместе с Тувалу эту резолюцию поддержали Грузия, Молдова, Украина, Камбоджа, Колумбия, Уганда, Сербия). Некоторые из 8 немусульманских стран, поддержавших азербайджанскую резолюцию, руководствовалась своими интересами (Грузия была против самоопределения Абхазии и Южной Осетии и соответственно выступала против нарушения территориальной целостности государств в границах, признанных ООН. Тех же позиций придерживалась Сербия, выступавшая против самоопределения Косово). Казалось, что отношения между Арменией и Тувалу изначально базировались на негативном оттенке, так как Тувалу поддержало азербайджанскую резолюцию. Но события, последовавшие за резолюцией 2007 года, изменили положение дел.
ПОСЛЕ АВГУСТОВСКОЙ РУССКО-ГРУЗИНСКОЙ ВОЙНЫ 2008 ГОДА МОСКВА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а в ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил зоны конфликта оккупированными территориями. Вслед за Россией независимость Абхазии и Южной Осетии признали Никарагуа, Венесуэла и островное государство Науру. Позже и Тувалу признало независимость Абхазии и Южной Осетии. Именно поэтому в феврале 2012 года президент Грузии Михаил Саакашвили разорвал дипотношения с Тувалу и подписал указ о прекращении действия протокола «Об установлении дипломатических и консульских отношений между Грузией и Тувалу».
И вот спустя месяц после этого события Армения и Тувалу установили дипломатические отношения, что было крайне негативно воспринято в Грузии. В этой связи российское агентство Регнум отметило: «16 марта постоянные представители Армении и Тувалу в ООН подписали заявление об установлении дипломатических отношений. Пикантность ситуации в том, что на следующий день, 17 марта, Тбилиси с рабочим визитом посетил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, но вряд ли установление дипотношений Армении с Тувалу будет способствовать дальнейшему развитию армяно-грузинских отношений».
Еще большее раздражение вызвало это событие в Азербайджане, где оно было воспринято в контексте признания в перспективе независимости Нагорного Карабаха со стороны Тувалу – члена ООН. И Азербайджан сегодня негодует в связи с тем, что может появиться государство, которое признает независимость НКР.
Депутат парламента Азербайджана от правящей партии «Ени Азербайджан» Айдын Мирзазаде отметил, что установление Арменией дипломатических отношений с Тувалу «вызывает смех». По его словам, Тувалу — остров, который за очень маленькую сумму готов признать любое государство, даже несуществующую страну. «Видимо, бюджет Тувалу пополняется именно такими политическими авантюрами. Это государство открыто заявило о признании непризнанных режимов Южной Осетии и Абхазии. Теперь Армения пытается пойти по этому же пути», — сказал депутат.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА ВОЗНИКЛО БОЛЕЕ ТРИДЦАТИ НОВЫХ ЧЛЕНОВ ООН — Азербайджан, Андорра, Армения, Босния и Герцеговина, бывшая Югославская Республика Македония, Грузия, Киргизия, Кирибати, Литва, Маршалловы острова, Микронезия, Молдова, Монако, Науру, Палау, Республика Корея, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Тимор-Лешти, Тонга, Тувалу, Туркменистан, Узбекистан, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Эритрея, Эстония…
Ни одно из этих государств, в том числе Республика Армения, не проливало столько крови за свою независимость, не выстрадало ее так, как НКР. Тем не менее Нагорному Карабаху пока еще не нашлось места в «элитном списке» международно признанных государств.
Голос АРМЕНИИ