Христос воскрес!
8 апреля Армянская Апостольская Церковь отметит Пасху (Затик) — Светлое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Затик — очень древнее слово, означающее «затвел-анджатвел» — избавление от страданий, зла и смерти. Армянская Церковь празднует Пасху в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия, в период с 21 марта по 26 апреля.
Прообраз Иисуса
В ветхозаветные времена Пасха была праздником евреев. Она отмечалась в честь чудесного освобождения евреев из египетского рабства в середине XIII века до н.э., описанного во второй части Ветхого Завета — в книге Исход.
ВОЗВЕЩАЯ ИЗРАИЛЬТЯН ОБ ИХ ПРЕДСТОЯЩЕМ СПАСЕНИИ, Господь предупредил: в ближайшую ночь в каждой египетской семье умрет первенец, ибо только такая кара Божья заставит египтян отпустить евреев из рабства. Чтобы наказание не коснулось евреев, двери их домов должны быть помазаны кровью заколотого накануне ягненка: кровь агнца спасет еврейских первенцев от смерти и сделает возможным освобождение от рабства. Так и произошло. С тех пор евреи празднуют свою Пасху и ежегодно в память об этом событии закалывают пасхального агнца.
Еврейский пасхальный агнец — прообраз Иисуса Христа, Спасителя мира, который мученической смертью на Кресте спас человечество от греха, проклятия и смерти. После распятия и мученической смерти Иисуса Христа Его тело сняли с Креста и положили в гроб. Вход в гробницу был закрыт большим камнем. На третий день жены-мироносицы утром пришли к гробнице совершить послепогребальный обряд и увидели, что каменная плита отвалена от входа, а гроб пуст. Пока они недоумевали, перед ними предстали два мужа в белых одеждах и сказали: «Что вы ищите живого между мертвыми? Его здесь нет. Он воскрес» (Луки, 24:5-6).
Первой, кому воскресший Христос явился после воскресения, была Мария Магдалина. Он велел ей: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу Вашему и к Богу Моему и Богу Вашему». Затем Христос явился десяти апостолам.
Воскресение Иисуса Христа является основой христианского вероучения. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша (1 Кор.15:13-14).
— Все мы очень любим праздник Рождества с его таинственностью и привкусом детства. А Пасха — самый радостный и торжественный праздник. Два самых важных христианских праздника неразрывно связаны между собой: первый из них, в который началась земная жизнь Иисуса, приводит нас ко второму, когда произошло величайшее чудо, — Воскресение, давшее нам надежду на спасение, — отметил иерей ереванской церкви Св.Ованеса тер Шмавон Гевондян.
Символ Воскресения и новой жизни
В Пасху верующие красят яйца. Яйцо является символом воскресения и зарождения новой жизни. А красный цвет символизирует животворную кровь распятого Христа, пролитую им во имя нашего спасения. Об окрашивании яйца в красный цвет Св.Григор Татеваци пишет:
«ТОЛЬКО НА ПАСХУ МЫ КРАСИМ ЯЙЦА, ПОСКОЛЬКУ ЯЙЦО СИМВОЛИЗИРУЕТ Вселенную: скорлупа похожа на небо, пленка — на воздух, белок — на воду, а желток и есть сама земля. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа. Когда мы берем в руки красное яйцо, мы провозглашаем наше спасение».
Но на Пасху кроме плова, рыбы и крашеных яиц на стол обязательно ставили нвик (спитак банджар). По преданию, Св. Богородица пеленала Иисуса Христа листьями этого растения. Кроме того, в этот день армянские хозяйки подают кутап — тесто с запеченной зеленью или фасолью с жареным луком, а также ацин (лепешка из пшеницы) и ахар (вареный барашек или петух). Вообще пасхальный стол у армян традиционно очень разнообразен.
В субботу вечером в церквах служат Св. Литургию Сочельника и начинаются пасхальные торжества. В воскресенье утром совершается богослужение Пасхальной заутрени, обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем служат Св. литургию. Приветствуя друг друга, христиане говорят: «Христос воскрес из мертвых!» — «Благословенно Воскресение Христово!» Радостное Пасхальное приветствие напоминает то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскрес» и отвечали: «Воистину воскрес!»
Пятидесятидневный период от Св. Пасхи (Светлого Христова Воскресения) до Пятидесятницы в Армянской Апостольской Церкви называют Хинунк. Он посвящен таинству Воскресения и Вознесения Господа. Согласно церковным канонам, в этом периоде нет постных дней и можно употреблять все виды пищи.
Тигран МИРЗОЯН
Голос АРМЕНИИ