Зачем Азербайджану атомная станция?
Решивший строить АЭС Ильхам Алиев, похоже, уже заметил, что запасы нефти начинают иссякать
В своем выступлении на сеульском саммите по энергетической безопасности президент Азербайджана Ильхам Алиев позволил себе утверждать, что Армянская АЭС несет в себе угрозу всему региону и должна быть непременно закрыта. Ответ президента Армении многое поставил на свои места. Тем не менее, полагаю, некоторые пояснения будут полезны. Дело в том, что бакинский правитель, поднимающий вопрос об опасности атомной энергетики для региона, сам собирается строить АЭС. Причем в крайне опасной зоне.
Ильхам Алиев был в своем амплуа. Обвинения, выдвинутые им Армении, никого не удивили. Странно еще, что он не прибег к легендам, которые так любит бакинская пропаганда. В отличие от президента обслуживающие его средства массовой информации не брезгуют даже абсурдными утверждениями о том, что армяне используют Мецаморскую АЭС для создания атомной бомбы и устраивают захоронения ядерных отходов на прилегающих к Карабаху территориях. Продемонстрированную Алиевым трепетную заботу о защите региона от угрозы утечки ядерных отходов начинаешь воспринимать совсем иначе, когда вспоминаешь о недавних решениях, принятых правительством Азербайджана в связи с развитием в стране атомной энергетики. Как же можно вслух говорить об опасности, исходящей от атомной станции, расположенной в Армении, и при этом продолжать строить собственную АЭС?
Месяц назад Министерство энергетики Азербайджана направило Международному агентству по ядерной безопасности письмо с просьбой продлить срок работы над разработкой экономического обоснования строительства в Азербайджане ядерного реактора. Говорить вслух на эту тему в Азербайджане не принято. Публикации на этот счет появляются в бакинской прессе крайне редко. Все окутано туманом. Но недавно директор Института радиационных проблем Адиль Гарибов позволил себе в интервью информагентству “ANS press” неожиданные откровения. “Проект реализуется. Работа над ним будет продолжена в 2012-2013 годы. Сейчас мы работаем над подготовкой кадров. В настоящее время шесть специалистов ведут в Дубне работы, связанные с ядерным реактором. Уже сформирован персонал. На работу в институт мы взяли 16 молодых физиков. Они проходят краткосрочные курсы обучения. На обучение персонала в рамках проекта МАГАТЭ каждые два года выделяется 280-300 тысяч евро”, — сообщил он. Гарибов, возглавляющий проект, признался в том, что строительство реактора уже по сути начато. “Место выбрано вблизи Хырдалана. Для строительства атомного реактора уже выделено 15 гектаров земли”, — проговорился ученый. Другие источники свидетельствуют о том, что пакет предложений о строительстве АЭС мощностью в 1500 МВт был передан на рассмотрение правительства аж в марте 2007 года, и с тех пор работа ведется весьма интенсивно, хоть и втихую. Планируемые сроки строительства АЭС — 4 года, стоимость — 3 миллиарда долларов.
Разговоры о целесообразности строительства в Азербайджане АЭС ведутся не первое десятилетие. Известно, что еще в начале 70-х в Москве был разработан проект строительства в Азербайджане атомной электростанции мощностью в 1000 МВт. Проект был одобрен в политбюро ЦК КПСС, а Совет министров принял решение о начале его финансирования. В 1980 году в селе Наваи был заложен фундамент электростанции. Но по каким-то причинам работы были отложены, а в конце 80-х после известных политических событий проект потерял свою актуальность. Тогда же у азербайджанцев появилась великая иллюзия, связанная с перспективами развития нефтяной промышленности. После начала работ над строительством нефтепровода Баку — Джейхан об атомной энергетике в Азербайджане перестали вспоминать. Но с недавних пор трезво мыслящие бакинские государственные мужи начали осознавать, что легендой о несметных запасах углеводородов долго сыт не будешь. Недалек тот день, когда нефть иссякнет и Азербайджан окажется перед фактом энергетического коллапса.
Решение о строительстве АЭС — лучшее доказательство того, что бакинские правители и сами уже не верят в придуманный ими миф о гигантских залежах нефти и газа, которых хватит стране лет на сто. Нет оснований не доверять директору Института радиационных проблем Академии наук Азербайджана, который в интервью бакинским журналистам заявил, что “нефтяные запасы будут исчерпаны за 35 лет”. “Рано или поздно наша страна будет вынуждена перейти на потребление атомной энергии. Поэтому строительство АЭС неизбежно”, — утверждает Адиль Гарибов. Разве этого недостаточно, чтобы понять цену громких заявлений азербайджанских пропагандистов? Интерес бакинских правителей к идее строительства атомной электростанции подтверждает, что власти этой страны готовы в ближайшее время столкнуться с проблемой собственной энергетической несостоятельности.
А между тем азербайджанские экологи, геологи и энергетики обращают внимание на то, что место, выбранное для строительства ядерного реактора, совершенно для этого не подходит. Поселок Хырдалан находится на Апшеронском полуострове в десяти минутах езды от столицы. Председатель Партии зеленых Азербайджана Маис Гюльалиев утверждает, что строить атомную станцию в сейсмически активном регионе, коим является восток Азербайджана, совершенно недопустимо. О том, что Апшерон далеко не лучшее место для АЭС, говорит и инженер Кязым Алиев, участвовавший в строительстве нескольких электростанций. “Окрестности Баку — сейсмоопасная зона. Строить здесь АЭС было бы катастрофой. Лично я, как специалист, обрадовался, что стройка в Наваи была в свое время остановлена”, — говорит он. В ареале считанных километров от Хырдалана проживает половина населения Азербайджана. Если на ядерном объекте что-то случится, то пострадает не только Азербайджан. Угроза коснется Туркменистана, Казахстана, Ирана и России. Ни с одной из этих стран бакинские правители своими планами, конечно же, не делились. Армению и Грузию тоже в известность не ставили. Но это им вовсе не мешает поднимать вопрос об угрозе для соседей, которая якобы исходит от Мецаморской АЭС.
Как известно, на Западе не поощряют создание новых атомных станций в политически нестабильных регионах. Связано это не в последнюю очередь и с опасением по поводу того, что ядерные технологии могут быть использованы для распространения оружия массового поражения. Наименее предсказуемы в этом смысле страны, входящие в сферу интересов международных террористов. А Азербайджан, как известно, до недавних пор был одним из важнейших звеньев международной террористической сети. Бакинская ячейка “Аль-Каиды” была ликвидирована усилиями американских спецслужб относительно недавно. Нет никаких гарантий того, что в случае смены режима “Аль-Каида” вновь не обоснуется в Азербайджане. Это не может не настораживать Запад. В этом смысле к Армении у Соединенных Штатов и Евросоюза отношение совсем иное. В Вашингтоне и Брюсселе не допускают и мысли о том, что через Ереван может произойти утечка технологий, необходимых для производства оружия массового поражения. Это подтверждает разработанный экспертами Евросоюза еще в конце 90-х годов проект поддержки созданию в Армении новой атомной электростанции.
Понятно, что, выкачав из Азербайджана последние запасы нефти и газа, Запад будет чувствовать себя ответственным за энергетическую безопасность этой страны. Выход есть. Кавказ — слишком маленький регион для того, чтобы здесь было несколько атомных станций. Одной мощной АЭС вполне может хватить на все страны Кавказа. Имея в виду опыт армянских специалистов и традиции атомной энергетики, можно смело утверждать, что эта станция должна быть именно в Армении. Остается надеяться на то, что до того как необходимость в этом назреет, карабахский вопрос будет окончательно решен и азербайджанцев не будут терзать комплексы, мешающие им потреблять производимую в Армении дешевую электроэнергию.
Артем Ерканян
Новое Время