России придется силой прокладывать коридор в Армению
Украинское издание “Хвиля” опубликовало любопытное интервью с грузинским оппозиционером Леваном Пирвели — экс-депутатом парламента, политэмигрантом, живущим в Австрии.
— В октябре в Грузии пройдут парламентские выборы, оппозиция снова пытается объединиться. Есть ли у нее шанс на это?
— Нет, выборы проводят американцы, и они же объединяют оппозицию. Сейчас идет жесткая зачистка грузинского политического поля — чтобы не осталось политических игроков, неподконтрольных США. Нужно было вселить в людей надежду — когда все разуверились в том, что можно победить Саакашвили, вдруг появляется Бидзина Иванишвили. Это американский проект. И то, что Саакашвили называет его пророссийским, объясняется тем, что он сам считает себя американским любимчиком и не может признаться в том, что кто-то еще является их ставленником. В идеальном для оппозиции варианте и при честном подсчете, она набирает 40%, а Саакашвили — 60%. После чего Иванишвили заявит, что нужно хорошо подготовиться к президентским выборам 2013 г. — и тогда победим. Эта комбинация имеет целью на 2 года связать силы оппозиции. Главная цель Иванишвили — ее бездействие.
Это дает Вашингтону стопроцентно проамериканскую политэлиту, что важно в преддверии сложных событий в регионе. Да и Саакашвили, и так исполняющий все американские пожелания, становится еще более управляемым. Самое главное — в случае начала военной конфронтации в регионе обе команды будут стоять на американских позициях. Иванишвили уже заявлял, что считает вступление в НАТО безальтернативным. Сигнал американцы дают очень ясный — в Грузии ты можешь быть оппозиционером Саакашвили, но не можешь быть оппозиционером США. Вообще в Грузии идет прямая военная пропаганда. Если год назад еще можно было говорить о необходимости диалога с Россией, то сейчас это равнозначно предательству Родины. Уже ясно видно, что Саакашвили готовится к войне.
— К какой войне, к удару по Ирану?
— Уже никто не сомневается в том, что удар по Ирану будет. Вопрос в том, когда и в каких формах, кто примет участие. То, что происходило в последнее время в мире — Тунис, Египет, война в Ливии, готовящийся удар по Сирии и нападение на Иран — имеет логическую цель. Для чего это делается? Уже четко проглядывается роль Турции во всех этих процессах. США, как видно, приступают к созданию еще одного глобального игрока, который будет противовесом всем трем центрам. Это создание нео-османской империи. И удары по остальным мусульманским странам — Египту, Ливии, Сирии — имеют только одну цель: серьезно ослабить эти страны и вогнать их в новый в нео-османский союз, где ведущая роль будет у Турции как у военно-стратегического партнера США. В состав этой американской конструкции должна войти и Средняя Азия. Появляются и два островка, которые не будут входить в этот союз — Израиль и Армения. Еврейское и армянское лобби в США будут служить гарантией их безопасности, а сами эти страны будут рычагом влияния на союз.
С учетом того, что в новой Османской империи будет располагаться более половины нефтегазовых ресурсов мира, потенциал такого союза выглядит очень внушительно. В этом проекте непременно должна участвовать и Грузия — это единственная христианская страна, связывающая мусульманские и тюркоязычные страны.
— Как скоро, по вашему мнению, начнется иранская кампания?
— Всем ясно, что операция против Ирана не ограничится локальной войной, как было в Ираке, а затронет всех. Израиль торопит с нанесением удара, но некоторая часть американского истеблишмента хочет оттянуть этот момент. В США многие заинтересованы в том, чтобы выйти в роли победителя Ирана к моменту президентских выборов осенью 2012. А если начать конфликт сейчас, то уже через три-четыре месяца всем станет ясно, что последствия катастрофические, и ни о какой победе и речи не идет. Иллюзия развеется, и станет видно, что это уже не иранский конфликт, что война разрастается. А Израиль торопится, потому что боится упустить время. Сегодня сложилась благоприятная для него международная обстановка — против Ирана настроены и США, и страны Евросоюза. Не исключено, что Израиль и в самом деле опасается того, что Иран начнет производить ядерное оружие.
— Что в этой ситуации делает Грузия?
— Недавний визит Саакашвили в Вашингтон показал, что Обама продемонстрировал свою поддержку Грузии. Было объявлено о свободной торговле, о поставках вооружений, в том числе и комплексов “Пэтриот”. Для чьей ПВО это делается? Для Грузии или для войны с Ираном? Иран очень неудобно расположен — с точки зрения возможных американских атак. В Персидском заливе идет наращивание сил, но у Ирана хорошая береговая оборона, хороший флот, не такая слабая, как раньше, противовоздушная оборона. Поэтому удобную площадку для наземных операций американцам нужно будет искать вокруг Ирана.
Ирак отпадает — он стал зоной нестабильности, да и с шиитским большинством придется считаться. Турция не рискнет стать базой для американской операции. Остается Закавказье. Для Армении Иран, наряду с Грузией, является основным выходом во внешний мир. Зачем армянам изолироваться от Ирана, если это приведет к самоизоляции? Не говоря уже о том, что Армения — союзник России, в Гюмри находится российская военная база. И для Азербайджана участие в американской операции может стать губительным. Остается Грузия. Именно она и может стать основным партнером, северным плацдармом для США. Поэтому передача комплексов “Пэтриот” грузинской армии может работать на прикрытие и защиту американских баз, которые могут быть расположены в Грузии.
— Где эти базы могут располагаться? Ведь для их развертывания нужна достаточно долгая подготовка..
— Давайте посмотрим на то, что сегодня ремонтируется в Грузии. Прежде всего та инфраструктура, которая пригодится для переброски войск — дороги, мосты, аэродромы. Идет срочный ремонт и строительство аэропортов. Причем все аэропорты в Грузии принадлежат туркам — то есть взлетно-посадочные полосы уже НАТОвские. Есть отдельная американская программа по строительству больниц. Их построено довольно много, и это объяснимо только в случае, если тут будут развернуты военные госпитали. Грузия — поле будущей битвы.
— Что ждет Грузию в случае начала полномасштабного конфликта?
— Хотя грузины с американцами строят большие планы, но, как видно по всем их действиям, они все-таки готовятся к пессимистическому для них сценарию. Который заключается в следующем — в случае начала американо-иранской войны Россия будет укреплять свои южные рубежи. Потому что Россия понимает, что воспользовавшись иранской войной как поводом, США получают возможность закрепить свое военное присутствие на Южном Кавказе. Поэтому допустить американцев в Закавказье для России означает сильно ослабить свои позиции в будущем, и она не будет спокойно на это смотреть. Есть еще вариант начала армяно-азербайджанской войны — и тут неважно, кто на кого нападет. Все равно локальный конфликт будет раздут — здесь региональные игроки являются заложниками глобальных. В случае начала войны Россия, как союзник, не сможет бросить Армению. И у нее не останется другого варианта, кроме как затребовать военный коридор в Армению через грузинскую территорию. Грузия от этого откажется, и России придется силовым путем прокладывать этот коридор. Саакашвили считает это вполне возможным и готовится к такому варианту.
Повод для действий России будет совершенно политическим. В мире будут говорить о том, что Россия идет оккупировать Грузию, а Армения будет говорить, что идут спасать ее от геноцида. Учитывая мощь армянского лобби, можно предположить, что ситуация для мировых СМИ будет выглядеть как минимум неоднозначно, и Запад не станет вмешиваться. На этот случай Саакашвили готовит эвакуацию. И есть явные признаки этого. Сейчас Саакашвили уделяет особое внимание западной Грузии, например, между Зугдиди и Поти решено построить новый город. 26 мая он собирается открывать новое здание парламента в Кутаиси. Зачем переносить парламент из Тбилиси? Это невыгодно и экономически, и непонятно политически. Он готовит эвакуацию — в том случае, если русские войска будут стоять в Грузии, пробивая коридор в Армению, его режиму будет сложно удержаться — начнется такое недовольство в самой Грузии, что ему будет трудно сохранить власть. Не надо забывать, что российские войска, находящиеся в Южной Осетии, располагаются всего в часе хода от Тбилиси. И никакой преграды на их пути нет. А Кутаиси находится на западе Грузии, за перевалами. И это естественная преграда облегчит оборону Западной Грузии. Саакашвили перенесет правительство на Запад, надеясь удержаться там. Для этого создана инфраструктура, в том числе расширяются туннели — для быстрой переброски войск. И будет, как было во Вьетнаме и Корее — разделенная надвое страна. Это единственный шанс для него удержаться и сохранить легитимность. А у России, как считает Саакашвили, не будет интереса идти на запад Грузии — все коммуникации на востоке, в том числе и трубопровод. Это пессимистический сценарий, который просчитывает Саакашвили, и он считает его наиболее реальным. А на самый крайний случай у него есть вариант отхода в Батуми, в Аджарию — в расчете, что по Карсcкому договору Турция будет защищать Аджарию, и Россия не посмеет вмешаться.
— Какие перспективы у Грузии?
— У Грузии было три теоретических пути — войти в Европейский союз, в Евразийский союз и в Османский союз. В не таком уж далеком прошлом половина Грузии попала в Османскую, а вторая — в Российскую империю. В той части, которая попала в Османскую империю, от грузинской государственности, этноса, религии не осталось камня на камне. А та часть, которая попала в Российскую империю, приобрела государственность и независимость.
Сейчас уже всю Грузию снова затаскивают в новую Османскую империю. Контуры этой политики уже просматриваются — так, уже идет политика исламизации Грузии, причем в суннитском направлении. Подписание договора между правительствами Турции и Грузии о строительстве в Батуми мечети султана Абдулы Азизие, одного из жестоких захватчиков Грузии, вызвало протесты даже аджарцев-мусульман. Это тест на лояльность, который проходит Саакашвили перед будущими хозяевами.
— Есть ли какой-то политический выход из нынешнего кризиса?
— Никакого другого выхода, кроме военного, из нынешнего кризиса нет. Все готовятся к войне. На территории Кавказа и прилегающего региона только регулярные армии насчитывают около 500 000. Все должно случиться в этом году, но понятно, что многое завязано на ударе по Ирану. А пока что все кавказские игроки готовятся и к превентивным мерам, к самым худшим сценариям. Будущее региона еще не написано. Сегодня надо быть готовым к предстоящим событиям. В том числе и к тому, чтобы после них восстанавливать мир.
Новое Время