Папа Шенуда III: человек веры и политический деятель «Limes»
Патриарх Коптской православной церкви, умерший на прошлой неделе, был ключевой фигурой в Египте Мубарака. Он отличался религиозными добродетелями и шел на компромисс со старым фараоном. Для коптов братья-мусульмане стали новыми врагами.
Папа Коптской православной церкви Шенуда III умер в прошлую субботу в Александрии в Египте. Ему было 88 лет, и он давно болел. Похороны были в понедельник. Генерал Хуссейн Тантави, глава военной хунты, провозгласил национальный траур. Власти боялись, что во время похорон могут произойти столкновения между наиболее ожесточенно настроенными христианами и мусульманами. Беспорядков не было, однако, из-за большого столпотворения 34 человека получили ранения. В пятницу ожидается назначение его преемника.
Помимо того, что Шенуду III считали живым святым, как и всех монахов, он был важным политическим лидером. Его уход из жизни является большой потерей для христиан-коптов, составляющих примерно 8% населения Египта, и для всей страны. В молодости он был военным, сражался против израильтян в 1967 году. Потом избрал путь уединения и молитвы в монастыре в пустыне. Считается, что коптские отшельники, хранящие древнюю духовность, обосновались вдоль пути, по которому Святое семейство бежало в Египет. Это обстоятельство наполняет местных верующих гордостью. «Мы построили Египет», — такой комментарий можно часто услышать. Для них быть коптами — это честь, никто из них не отважился бы не прийти на религиозную службу, молитву или, что еще хуже, не прислушаться к голосу церкви, который раздается каждый день.
Шенуда III был папой и патриархом автокефальной египетской церкви (коптской). Он являлся пастором-наследником евангелиста Святого Марка, который принес христианство на север Африки и умер там мученической смертью. Речь идет о двухтысячелетней истории, о традиции, укоренившейся задолго до ислама, чтобы там ни говорили о нерасторжимой связи Египта с Кораном, о тернистом пути сосуществования и преследований. Сейчас период преследований.
Папа Шенуда III был другом Мубарака, он лучше всех знал, как надо себя вести со старым фараоном. В конце концов, именно Мубарак вернул его из ссылки, в которую его отправил Садат. Часто меньшинства приспосабливаются к власти, чтобы избежать проблем. Так дела обстоят и у христиан Сирии. Так было и у халдеев в Ираке во времена Саддама. Согласие с режимом, снабжение последнего адекватными ресурсами, частичная модернизация, лишь бы не преследовались верующие.
Именно благодаря этому только что ушедшему Патриарху и его предшественнику Кириллу IV режим Мубарака сформировал руководящий класс, пользовавшийся уважением на международном уровне. Бутрос Бутрос-Гали, Генеральный секретарь ООН в девяностые годы — копт, многие другие выдающиеся деятели страны тоже копты, как и он. Христиане смогли извлечь выгоду из своего положения меньшинства. Перед лицом преследований в современную эпоху они смогли сплотиться вокруг веры. В ходе возрождения Египта в девятнадцатом веке они дали своих более культурных и космополитичных представителей для формирования административного аппарата страны. Это их преимущество умело использовал Насер, хотя впоследствии он отодвинул коптов на второй план истеблишмента страны.
Заслуга Шенуды III заключалась в том, что он понял важность школьной подготовки. Благодаря этой его идее были созданы воскресные школы, где молодые копты получают образование в дополнение к государственному. Каждое воскресенье после окончания религиозной службы дети Каира, Александрии, а также маленьких городов и сел собираются на урок катехизиса, после чего изучают математику, литературу и другие предметы. В результате по достижении совершеннолетия молодые копты отличаются более высокой культурой по сравнению со средним уровнем. Это позволяет им поступить в иностранные университеты столицы, а также отправиться учиться за границу. Наибольшей популярностью пользуются британские и американские университеты.
На деле, воскресные школы — это обоюдоострое оружие, так как к хорошей культурной подготовке добавляется и самоизоляция. Копты сядут рядом с мусульманином только, если этого нельзя никак избежать, например, в обязательных школах. Часто студенты уезжают и больше не возвращаются на родину. Поэтому традиции их церкви поддерживаются все более пожилыми людьми из коптского сообщества, подверженного насилию экстремистов, присутствующих в мусульманском обществе, которые пользуются теперешней нестабильностью в стране.
Кто станет преемником старого Патриарха? Епископ Амба Муса (Amba Mousa), который до сих пор отвечал за воспитание молодежи и был личным секретарем Шенуды III? Когда-то он сам посмеивался над всякими предположениями о его преемничестве, ссылаясь на протокол, который предполагает жребий между монахами. Религиозный закон гласит, что выбор должна сделать коллегия, составленная из тысячи человек: клира, архиепископов и светских лиц. Они выдвигают список из шести кандидатов, который потом сокращается до трех. Затем какой-нибудь ребенок должен вытащить жребий. В пятницу ожидается проведение этой церемонии.
Будущий папа должен возглавить христианское сообщество, которое уже давно боится быть раздавленным исламом. В докладе 2010 года ассоциации «Помощь страдающей церкви» мы читаем, что копты подвергаются «официальной дискриминации». Документ не касается арабской весны, и внесение последних сведений за 2011 год ожидается в конце этого года. Тем не менее, проблемы церкви Святого Марка обострились уже в 2010 году, а может быть, и раньше. Следовательно, они отчасти и не зависят от падения Мубарака. Бойня в Анба Басаба (Anba Basaba) 6 января 2010 года, когда погибли 7 человек, является поворотным моментом в отношениях христианства и ислама в Египте. С этого момента копты стали себя ощущать не просто угнетаемым меньшинством, но церковью, ставшей жертвой преследований. Двенадцать месяцев, предшествующие падению Мубарака, ознаменовались убийствами, изнасилованиями, психологическим давлением, что привело к трещине в отношениях между президентом и Шенудой III.
Копты никогда не были покорным сообществом. Напротив, их реакция на каждый террористический акт выливалась в вооруженную месть. Это вызывает сомнение, что причиной столкновений является только различие конфессий, может быть, она кроется в соперничестве кланов, которые манипулируют напряженностью между приверженцами Евангелия и Корана.
Сегодня в Египте после Мубарака и после парламентских выборов для коптов «Братья-мусульмане» — это враг, с которым надо бороться. Сообщество отказывается отделять умеренное крыло от экстремистского, эти два крыла сформировали политическое большинство каирского парламента. Поэтому недавнее решение двенадцати епископов поддержать мусульманина Abdel Moneim Aboudel Fotouh на президентских выборах в конце мая этого года вызвало полемику. Хотя он и кажется умеренным, но в глазах общественного мнения коптов он остается бывшим членом «Братьев-мусульман».
Шенуда III оставляет церковь, которая подвергается преследованиям. Тем не менее, она не отказалась от вступления на тропу войны. Умерший папа умел ограничить экстремистское крыло своего сообщества, разделенного изнутри на жертв, бойцов и тех, кто бежит. Его преемник должен отдавать себе отчет об этих трещинах. Нужно, чтобы им стал человек, святой для верующих, но и имеющий авторитет на межконфессиональном уровне.
ИноСМИ