“Ходжалинский марафон” или блеск и нищета азербайджанской пропаганды
“Как Азербайджан подготовился к 20-летию агдамских событий и что смогла противопоставить армянская сторона?” — на этот и многие другие вопросы в беседе с “НВ” ответила кандидат политических наук, эксперт по геополитике Южного Кавказа Анжела ЭЛИБЕГОВА, по словам которой к 20-летию агдамских событий соседи подготовились основательно, при этом не побрезговали перенять в этом смысле опыт армянской диаспоры.
— А подробнее?
— Были выделены солидные ресурсы на организацию мероприятий по пропаганде азербайджанской версии событий, именуемых “ходжалинскими”. По предварительному плану мероприятий все выглядело безупречно, сложности начались ближе к самой дате 20-летия, когда выяснилось, что “покупать” пропагандистский продукт за пределами Азербайджана никто желанием не горит. В этом году Азербайджан выбрал тактику своеобразного “спамминга”. На протяжении месяца в прессу без особой проверки сплошным потоком сливались материалы об азербайджанских мероприятиях, часть которых, как впоследствии выяснилось, либо не имела место вовсе, либо провалилась. Наивно было полагать, что армянская сторона сидела бы сложа руки.
Началась своеобразная гонка за фальсификациями, к которой подключились и представители армянской диаспоры, и просто активная молодежь.
— Расскажите о наиболее ярких примерах разоблачений.
— Ну, скажем, азербайджанские СМИ сообщали об акции протеста перед консульством Армении в иранском городе Тебриз. Очень смело, только вот у Республики Армения консульства в Тебризе просто нет. Или мероприятия в “Музее геноцида евреев” в Амстердаме. Такого музея в Амстердаме также нет. Еще сообщалось об участии губернатора грузинского региона Квемо Картли Давида Киркитадзе в азербайджанских мероприятиях. Оказалось, Киркитадзе в эти дни вообще в Грузии не было. Из сорванных мероприятий, пожалуй, можно отметить срыв акции в Румынии и пикета у посольства Армении в Москве, на который азербайджанцы не получили разрешение, а также провал ярмарки-выставки в Праге. Это, кстати, отдельная история.
Азербайджанцы не получили разрешение на проведение пропагандистского мероприятия и оформили все как торговую ярмарку. То есть вместе с буклетами о трагических событиях рекламировался ресторан и магазин ковров, продавались сувениры. Думается, это не очень нормально. Также как и устраивать акцию в память о жертвах Ходжалу в сопровождении громкой и веселой азербайджанской музыки, звучащей из соответствующего посольства. Это о многом говорит, в первую очередь об отношении самих азербайджанцев к этому событию.
Ловились азербайджанцы и на откровенных киксах. К примеру, использовали на своем плакате в ходе акции протеста в Казахстане логотип сайта Xocali.net, который рассказывает об азербайджанских же фальсификациях. Да и азербайджанские СМИ не особо утруждали себя хотя бы сверкой бэкграундов, в которых разнилось даже количество жертв. Впрочем, СМИ в этом мало виноваты, та же картина и на официальных сайтах.
— Также было обнаружено, что азербайджанская сторона дезинформировала общественность относительно того, что Ходжалу и Лидице являются городами-побратимами.
— Совершенно верно, армянской стороной был направлен официальный запрос мэру Лидице Веронике Келлеровой, которая опровергла информацию азербайджанской пропаганды. Ходжалу и Лидице не побратимы и никакой улицы Ходжалу в Лидице нет. Вообще чехи крайне болезненно отнеслись к подобной спекуляции азербайджанцев. Лидице для них нечто святое, и такую бессовестную эксплуатацию судьбы этого поселка в пропагандистских целях расценили как кощунство и наглость.
— А в Турции у азербайджанцев получилось поднять шум?
— Да, за пределами Азербайджана сколько-нибудь громкую акцию удалось устроить только в Турции. Правда, и в Турции все прошло не так гладко. Во-первых, в ответ на расистскую антиармянскую акцию, на которую власти Азербайджана потратили миллионы долларов, опять же в Турции прошла акция, осуждающая подобные инициативы. Во-вторых, не все азербайджанцы однозначно восприняли поддержку Турции, обвинив ее в эксплуатации трагической даты в своих целях.
— Что же получилось в итоге этого “ходжалинского марафона”?
— Что мы получаем в реальности? Затрата неоправданно больших средств и нулевая результативность за пределами страны. То есть азербайджанская пропаганда сработала только внутри Азербайджана. Если власти рассчитывали на какую-либо реакцию заграничной общественности, то не стоило устраивать скромные междусобойчики в своем же посольстве. Если на реакцию армянской общественности, то армянские СМИ четко сработали, проинформировав свою общественность обо всех фальсификациях и дезинформации. Более того, в Ереване был презентован фильм “Между голодом и огнем. Власть ценою жизней”. Неоспоримое преимущество данного фильма над азербайджанскими аналогами в массиве фактологического материала, который, безусловно, полезен для изучения в первую очередь самими азербайджанцами. Фильм доступен в интернете и многие жители соседней республики его уже посмотрели, а это значит, что они начинают задаваться вопросами о событиях. Вопросами, на которые азербайджанская пропаганда ответить не может. Это полезно для них же самих, поскольку чем больше они будут думать самостоятельно и задавать вопросы своему руководству, тем больше шансов для развития гражданского общества в этой стране — без атмосферы страха и тотальных репрессий за инакомыслие.