Европейское мышление и армянский вопрос
Турецкая дипломатия должна наконец понять, что все европейские мыслители и защитники прав человека являются в первую очередь армянами. Упоминания Армении в рукописях Леонардо да Винчи не являются случайными. Армения всегда привлекала Европу.
Однако отныне и впредь армянский народ приобрел особую важность в аспекте того, что геноцид армян 1915 года явил собой новую парадигму в сфере прав человека. Жертвы этой тотальной войны, не имеющей названия, являются свидетельствами, кричащими в нашей памяти, потому как сами эти люди давно молчат. В настоящее время нам нет извинения и прощения, так как мы сейчас не подвержены прямой опасности. Поэтому мы должны показать, что армянский вопрос является одним из фундаментальных компонентов европейского мышления. Мы, безусловно, могли позволить себе принять Декларацию прав человека. Однако другие народы вынуждены были испытать на себе последствия нарушений этой Декларации. Эти невинные жертвы дали нам урок справедливости.
Они отдали свои жизни для того, чтобы другие люди пожертвовали своими жизнями изучению этого вопроса. Мы не должны довольствоваться тем, что мы — дети Декларации прав человека, мы также являемся родителями детей-жертв геноцида. Так как геноцид армян, осуществленный в начале 20-го века, трансформировал наш подход к видению прав человека. Он позволил нам понять, что такое преступление против человечества. Турецкая дипломатия пытается всеми способами исключить любые притязания армян, так же как она оспаривает существование Кипра, с тем чтобы представить прошлое в более нейтральном свете. Однако европейская мысль не забыла прошлое, так как это неотъемлемо и так как это также наше прошлое. Мы не приемлем геноцида памяти – нового геноцида турецкой системы. Если мы себя идентифицируем европейцами – это потому, что мы также являемся армянами, так как наша собственная история омрачена геноцидом армян.
Турецкая дипломатия может разыгрывать карту нового имиджа Турции, мы же со своей стороны помним картинки из журнала наших предков Petit Illustré, в которых изображалась резня «по-турецки». Как выросшие дети помнят картинки из школьной жизни, так и наша память не может забыть жертв геноцида, ибо память о них является продолжением их смерти. Память может преодолеть смерть, но только признание геноцида может преодолеть варварство. Если Турция не признает геноцид, она тем самым признает, что мы все являемся армянами.
Никос Лигерос