Волнение на Каспии
Есть такая региональная народная примета: если у Ильхама Алиева начинается очередное словесное недержание, этому может быть два объяснения. Либо дела у него идут из рук вон плохо, либо предстоит очередной раунд переговоров по проблеме Нагорного Карабаха. Однако бывает и так, что в наличии сразу оба приведенных выше фактора. Тогда Ильхама уже не просто заносит — он начинает буянить, причем так, что волны идут аж по всему Каспийскому морю.
ОЧЕРЕДНОЙ ТАКОЙ РАЗГУЛ СТРАСТЕЙ МЫ НАБЛЮДАЕМ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ. Во-первых, регион ждал сопредседателей МГ ОБСЕ, с которыми у Алиева связаны в последнее время только отрицательные эмоции, поскольку ему никак не удается убедить сопредседателей в обоснованности претензий Азербайджана на Нагорный Карабах. Во-вторых, у Ильхама накопилось много проблем, в том числе с соседним Ираном и недовольство в стране, которое вылилось в социальный бунт лезгинского населения в Кубе. Не говоря о целом букете возмутительных процессов в Нахиджеване.
Это-то в широко шагающем и даже не только шагающем, но уже и в бегающем и прыгающем Азербайджане! Понятно, что обойтись в такой ситуации без «происков мирового армянства» не было никакой возможности. «В первую очередь наши основные враги – мировое армянство и находящиеся под его влиянием лицемерные, погрязшие в коррупции и взяточничестве политики — те политики, которые не желают видеть истину и занимаются в различных местах очернением Азербайджана», — сказал недавно Алиев, и его легко понять. Ведь только так и можно совладать с ситуацией, объяснить бедным кубинцам и другим не очень быстро шагающим и прыгающим соотечественникам, куда уходят доходы от продажи нефти и газа. Конечно, на борьбу с «мировым армянством».
Правда, иногда на Ильхама накатывает благородство. Так, придя в восторг от решения Конституционного совета Франции, он расценил это как совместную турецко-азербайджанскую победу и на радостях даже «милостиво позволил» французам остаться в сопредседателях Минской группы. Затем, воодушевившись своей душевной щедростью, пошел еще дальше и в интервью одной из турецких газет заявил, что он не против, «чтобы проживающие в Нагорном Карабахе продолжали оставаться здесь». Увы, на этом щедрость Ильхама Алиева иссякла, и он в очередной раз принялся буянить: «Государство и народ Азербайджана никогда не предоставят Нагорному Карабаху независимость. Чем раньше поймет это Армения, тем лучше».
Интересно, сам Ильхам верит в то, что говорит? Если да, то не позавидуешь нашим соседям, президент которых искренне верит в то, что именно от него зависит, быть или не быть Франции в сопредседателях Минской группы, жить или не жить армянам в Нагорном Карабахе, быть Нагорному Карабаху в составе Азербайджана или не быть. Все эти вопросы, о которых так любит буянить президент Азербайджана и его администрация, уже давно решены и, как сказал бы классик, решены всерьез и надолго. Более 20 лет Франция в сопредседателях Минской группы, более 10 лет как в этой стране признан Геноцид, а законодательное и юридически безупречное оформление криминализации его отрицания – вопрос времени. И в Анкаре это, кстати, понимают лучше, чем в Баку.
ЧТО КАСАЕТСЯ НАГОРНОГО КАРАБАХА, ТО УЖЕ БОЛЕЕ 20 ЛЕТ НЕ ВО ВЛАСТИ Баку «предоставлять» или не «предоставлять» что-либо Нагорному Карабаху. Сегодня в руках Баку только одна карта – признать официально нынешнее положение дел или не признавать. Признает право на самоопределение Нагорного Карабаха – хорошо. Не признает – так это даже лучше. Потому что в этом случае Баку придется навсегда забыть обо всех территориях, которые так необходимы Арцаху для защиты от враждебного государства, не желающего признавать его независимость.
Что касается перманентных угроз Ильхама Алиева, то здесь тоже вырисовывается интересная тенденция: чем больше Ильхам буянит, тем больше у азербайджанцев потерь в армии. Этот год, похоже, может побить предыдущие рекорды, ведь, как сообщает пресса, с начала года погибли уже 12 азербайджанских военнослужащих. Четверо — в ДТП, один убит сослуживцем, другой погиб «в результате неосторожного обращения с оружием», двое покончили с собой, один солдат умер в результате болезни, еще один отравился угарным газом, а последние двое стали жертвами развязанной Азербайджаном снайперской войны.
Единственное, что реально может записать себе в актив Ильхам Алиев, так это первый за 20 лет многотысячный митинг «по Ходжалу» в Стамбуле. И то сомнительно, что это митинг можно записать в актив. Ведь он стал только дополнительной иллюстрацией наличия той сильной фашисткой составляющей, которая лежит в основе двух государств одной, согласно учению Гейдара Алиева, турецко-азербайджанской нации.
Рубен МАРГАРЯН
Голос АРМЕНИИ