Азербайджанская весна — или с первым мартом Ильхам
Бруно де Кордье – эксперт по конфликтам в Азии и на Кавказе из бельгийского университета Гент. Одна из его последних работ посвящена вопросу была или нет «арабской весна» революцией и может она повториться в Евразии и, в частности, в Азербайджане.
Анализируя текущую ситуацию в регионе в краткосрочной перспективе, эксперт считает, что ответ на этот вопрос – «скорее, нет», но в долгосрочной перспективе, это вполне вероятно.
Поводом для этого могут быть сочетание демографического взрыва, социальных проблем, социальные сети, а также невосприятие населением правящих в этих странах Семей.
В интервью Вашингтонскому корреспонденту Turan, де Кордье сравнивает нынешнюю ситуацию в Азербайджане с ситуацией в регионе «арабской весны» накануне революций.
В эти дни отмечается первая годовщина «арабской весны», которую многие считают инициативой Запада. Как вы думаете, она по-прежнему продолжается, и если да, то насколько близко она к границам Азербайджана?
Я не думаю, что мы должны переоценивать роль Запад в этом процессе. Там существовала локальная динамика и обстоятельства. Это не было похоже на так называемые цветные революцию, где была заметна рука некоторых западных правительств, международных НПО, и которые были дискредитированы отходом от либеральных идей.
Арабская весна пришла как свершившийся факт, который, честно говоря, мало кто мог предсказать. Возьмите Ливию, например. В течение нескольких лет до свержения Каддафи общее настроение в Европе было таково, что в Ливии на место стареющего Каддафи придет его старший сын Саиф аль-Ислам, и возможно, он откроет страну для европейских инвестиций и туризма (фактически, он даже начал это делать). То же самое можно сказать и про режим Мубарака и его сына.
Аналогичное отношение соблюдается сейчас в отношении к режимам в Азербайджане и Узбекистане.
Сценарий «Евразийская весна в Азербайджане во многом будет зависеть от стечения обстоятельств на месте. Трудно предсказать. Ваш режим имеет сходство с режимом в Египте или в Тунисе, но он не столь репрессивен, как режим в Узбекистане или власть Каддафи.
Что-то произойдет рано или поздно, но не как цепная реакция арабской весны.
Это будет в тот момент, когда чувство гнева и унижения людей победит страх, и когда у вас произойдет критический инцидент.
Кроме того, важны противоречия и в самом режиме, например, между молодыми технократами и старшей номенклатурой – наследием СССР, между представителями вооруженных сил и спецслужбами, или между правящей семьей и людьми, которые возмущены растущим контролем над экономикой.
В целом, психологическое влияние арабской весны реально. Она показала, что режимы не вечны, и что их стабильность — искусственна.
Если западные заинтересованные группы сотрудничают с ними, то надо понимать, что у них есть свои причины и интересы.
В Баку демократы говорят, что темы прав человека и демократии часто «забываются» во время переговоров между азербайджанскими и западными официальными лицами …Правда ли это?
Многие круги полагают, что энергетический бизнес лучше делать со стабильными демократиями. Но в реальном мире происходит иначе. Те, кто получают доступ к энергетическим ресурсам в странах ОПЕК или иных регионах, заботятся о правах человека и демократии, не больше, чем племенные монархии Саудовской Аравии, например.
В лучшем случае они могут просто открыто признать, что речь идет об энергетических ресурсах, а остальное пусть идет как идет. Просто надо прекратить спектакль и это осознают все люди на улицах Азербайджана.
Есть также мнение, что движения в арабском мире уже повлияли на политику Западных держав в отношении богатых нефтью диктатур. Верно ли, что там считают, что демократия пришла на первый план.?
Да, в определенных кругах искренне поражены тем, что произошло в арабских странах. Однако случившееся часто неправильно оценивается.
Так, на Западе хотели бы, чтобы к власти пришли светские, либеральные оппозиционеры и интеллигенция. Однако эти силы имеют очень ограниченную социальную базу и поддержку. В то же время, надо признать, что вооруженные силы и исламистские движения имеют гораздо больше влияния.
Говоря об арабской весне, многие наблюдатели отмечают роль сообщений Wikileaks, которые считались возбудителями для народов этих стран. Насколько эта ситуация верна в случае с Азербайджаном?
Я считаю, что свою роль в этом социальные медиа явно переоценили. Часть из написанного в этих сообщениях верно: контроль членов и друзей правящих семей над ключевыми секторами экономики, теневые сделки между западными группами и правящими режимами. Все это уже давно не секрет.
В последние недели десятки верующих были арестованы в Азербайджане и в стране растет напряженность между государством и верующими. Некоторые аналитики считают, что позиция клерикалов и верующих усиливается из-за отсутствия демократии. Власти рассматривают демократию и демократов, как врагов и подавляют их. В результате, усиливаются верующие. К чему идет Азербайджан с этой политикой?
Ответ: На мой взгляд, исламское движение усиливается не столько из-за репрессий в Азербайджане. Кроме того, я не понимаю, почему только светские демократы должны претендовать на монополию на представление о том, чего хотят люди, или каковы проблемы людей.
Банкротство, если не крах социализма и неолиберализма, создало огромное пространство, где личность ищет чувство социальной справедливости, являющейся частью традиционной культуры.
В данном случае, ислам остается инструментом властных элит и спецслужб, которые понимают это и одновременно его боятся.contact.az