Совсем не святые дела
Очередной акт вандализма совершен несколько дней назад – во время уборки мусора в уже трижды горевшей (20 октября 2002 года, 2 и 9 января 2012 года) тбилисской церкви Сурб Ншан была уничтожена купель, предназначенная для крещения младенцев. Каменная ванна в нише северной стены церкви оказалась вдребезги разбитой. То, что не смог огонь, довершили люди. Власти страны в лице Агентства культурного наследия Грузии после третьего по счету пожара обещали провести в церкви реставрационные работы. Проблема не в том, что в обещания эти мало кто верит, а в том, что как только армянский храм, находящийся на территории Грузии, иерархи Православной церкви зачисляют в разряд «спорных», в нем начинают разгораться пожары и происходить странные, отнюдь не подобающие святым местам, события.
О Сурб Ншане, некогда величественном храме, известно, что основан он был в 1703 году. Высеченная в камне армянская надпись – наглядное тому подтверждение. Казалось бы, спорить не о чем, но у грузинской стороны своя версия, Сурб Ншан, мол, построен на месте грузинской церкви, армяне просто взяли и присвоили эту территорию. Руководитель Фонда по изучению армянской архитектуры Самвел КАРАПЕТЯН удивлен, мягко сказать, таким заявлением.
— СУЩЕСТВУЮТ ТРИ ДОКУМЕНТА, — ГОВОРИТ ОН, — СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ, что и ранее находившаяся на этом месте церковь тоже была армянской. Француз Жан Шарден, посетивший Тифлис в 1672 году, в своих заметках об этом путешествии пишет, что в столице Грузии есть восемь армянских церквей. Вторым в приведенном им списке этих церквей значится Сурб Ншан. Есть и более ранние свидетельства. Андри Кесараци преподнес свою рукопись «Колофония» церкви Сурб Ншан Святого Никогаеса в 1624 году. Агамал Джугаеци работал над рукописью «Гандзаран» в тифлисской церкви Могнийский Сурб Геворг и, согласно сделанной на ней записи, подарил ее церкви Сурб Ншан в 1656 году.
Но эти очевидные доказательства в расчет грузинской стороной не берутся. Термин «спорная церковь» их очень даже устраивает. Пока вопрос о принадлежности церкви не решен, памятник остается бесхозным, армянская сторона не имеет права приступить к реставрационным работам, огородить территорию, выставить охрану. Храм разрушается на глазах, но святые отцы Грузии, прекрасно зная, что церковь армянская, спокойно взирают на это. Маховик раскручен, и, вполне возможно, никаких комиссий для решения «спорного» вопроса не понадобится. Когда церковь окончательно рухнет, предмета для разговора тоже не будет. Во время последнего пожара обрушилась одна из колонн, поддерживающих купол церкви Сурб Ншан, но поставить подпорку, хотя бы в виде металлического стояка, власти не спешат. Трещины растут с каждым днем, и многократно оскверненный храм, где в 90-х годах размещался собачий приют, может оказаться сметенным с лица Тбилиси в любой момент. А с ним вместе исчезнет еще одно свидетельство вклада армян в формирование и развитие архитектуры и культуры Тбилиси. Как, впрочем, бывало уже не раз. В начале 90-х средь бела дня рухнул один из крупнейших армянских храмов Тифлиса Св. Аствацацин («Кармир Аветаран»). Тогда это свалили на землетрясение. Но уже через считанные дни на месте храма стали строить виллы прокурор, судья, министр обороны и другие крутые парни. Удивительно вовремя подвернулось тогда землетрясение.
ЖАРКИЙ СПОР, КОТОРЫЙ УМЕСТНЕЕ НАЗВАТЬ БОРЬБОЙ, ИДЕТ С НАЧАЛА 90-Х И ВОКРУГ СВЯТОГО НОРАШЕНА. Облаченный в рясу Тариел Сикенчашвили, избравший храм Норашен предметом своей маниакальной ненависти, не раз затевал «реставрацию» закрытой церкви, дабы уничтожить все следы ее армянского происхождения. Были повреждены, местами и полностью стерты уникальные фрески Овнатанянов, разрушены высокий алтарь и купель, разбиты хачкары с надписями XVII века и могильные плиты армянских меценатов. Сикенчашвили даже освятил церковь как православную, переименовав ее в Хареба. И только когда вслед за армянами протест выразили еврейские и греческие общины Тбилиси, духовные власти страны были вынуждены отреагировать. «Реставрация» была законсервирована, вопрос заморожен. Но Тариел Сикенчашвили, по сообщениям тбилисцев, продолжает и сегодня «наведываться в Норашен» — запертые двери для него не помеха. Люди во все времена считали храм прибежищем, на пороге которого опускается рука убийцы, угасает ненависть. Ибо даже худшие из преступников не готовы перед лицом Всевышнего признать себя безбожниками. Тем удивительнее поведение грузинских священнослужителей, идущих на уничтожение церквей, надгробий лишь потому, что они армянские.
В последнее время в грузинской прессе стали появляться статьи, утверждающие, что расположенный на Майдане кафедральный собор Сурб Геворг тоже, мол, был грузинским, пока армяне его не присвоили. Наглый, годами апробированный и безотказно действующий сценарий. Это, пожалуй, единственный пример в мировой практике, когда нация, сама обладающая большим архитектурным наследием, пытается присвоить архитектурные пласты других. Очень уж, видно, им хочется представить историю Грузии без учета мощнейшего в историческом разрезе армянского пласта.
Уже несколько лет иерархи Грузинской Православной Церкви поднимают вопрос о передаче под их юрисдикцию церквей, расположенных на территории самой Армении. Речь идет о монастырях Кобайр, Ахтала, Хневанк, Тежаруйк, Хучап, якобы принадлежащих грузинам. Между тем доподлинно известно и легко доказуемо, что монастыри эти построены армянами-халкидонитами. Кобайр, на который особенно часто ссылаются грузины, воздвигнут братьями Захарием и Иванэ из семьи князей Закарянов. Захарий остался в лоне Армянской Апостольской Церкви, а Иванэ принял халкидонистскую веру, пополнив число армян-халкидонитов. Так о какой грузинской принадлежности этого монастыря может идти речь? Наследницей халкидонитов является Армянская Католическая, но никак не Грузинская Православная Церковь.
ДУХОВНЫЕ ОТЦЫ ГРУЗИИ ТРЕБУЮТ НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ, монастыри, которые стоят на исконной армянской земле и являют собой памятники армянской архитектуры. Да, есть на грузинском языке надпись, сообщающая, что Кобайр построен князем Иванэ, но это легко объяснимый факт — то был период грузинского политического господства на армянской территории Тайка, которую грузины почему-то и сегодня продолжают именовать Тао-Кларджети. Финикия (нынешний Ливан) тоже входила в состав Великой Армении, но это была захваченная, а не историческая территория. В период царствования Давида Ахмашенебели Грузия смогла захватить Лори, Ани, Гарни, а еще и Дербент, но времена те давно канули в Лету. История она и есть история.
На днях стало известно, что на прилавках Тбилиси появилась книга «Монофизитские церкви Грузии». Судя по названию, посвящена она армянским церквям на территории этой страны. Я книги еще не видел, но памятуя, что вся грузинская литература по этому вопросу носит характер ксенофобии, огульно отрицая все созданное армянами в Тифлисе, опасаюсь очередной провокации.
Нора КАНАНОВА
Голос АРМЕНИИ