На высокой ноте
В настоящее время резко обострились отношения между Тегераном и Баку. Как нами отмечалось ранее, в ожесточенной схватке за установление контроля над территорией Ирана востребованы все возможные рычаги давления: «антидемократический режим и отсутствие гражданских свобод», «атомный проект как вызов цивилизации», «реальная угроза Государству Израиль», «Ормузский пролив», «Южный Азербайджан»…
Перечисленные и другие схемы внешнего и внутреннего давления на Иран вне зависимости даже от своей природы нужно в первую очередь воспринимать в качестве отдельных звеньев единой геополитической цепи. Особенностью же нынешнего этапа эскалации является то, что в настоящее время в той или иной степени востребованы все рычаги воздействия. Существенная роль в этом процессе отводится Азербайджану.
ИМЕННО ЭТИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ ОБУСЛАВЛИВАЕТСЯ РЕЗКИЙ РОСТ НАПРЯЖЕННОСТИ в отношениях между Тегераном и Баку, который подчеркнуто заявил о себе в промежутке первых двух месяцев текущего года. Впрочем, первые признаки обострения – именно в новых геополитических условиях – двусторонних отношений проявились еще в прошлом году, когда в 2011г. начальник Генштаба вооруженных сил Ирана Сейед Хасан Фирузабади обвинил Азербайджан в пособничестве сионизму.
По сообщению иранского агентства Mehr, генерал тогда заявил: «Если президент Азербайджана Ильхам Алиев не изменит свою политику в отношении ислама, то развязка его судьбы будет черной и мрачной. Некоторые соседние мусульманские государства (в данном случае Азербайджан. – Ред.), с которыми мы поддерживаем дружеские отношения, продолжают игнорировать дружбу и дают свободу сионистскому режиму, позволяя ему вмешиваться в дела своей страны».
В ответ на данное заявление иранского генерала официальный Баку летом прошлого года направил ноту протеста, в которой отмечалось: «Азербайджан выражает резкий протест в связи с безответственной клеветой официального лица Ирана. Публикации в иранской прессе высказываний против народа и государства (Азербайджанской Республики), которые противоречат национальным интересам и безопасности Азербайджана, искажают картину внутренней и внешней политики страны».
Таким образом, уже с середины 2011г. шло постепенное формирование атмосферы взаимного недоверия, которая еще больше усугубилась к началу нынешнего года, в период, когда обещания на предмет возможных израильских авиаударов по Ирану стали особенно частыми. Как уже писалось, на первом в 2012 году заседании азербайджанского парламента был поднят вопрос о необходимости изменения названия страны и внесения поправок (посредством референдума) в статью 11 Конституции Азербайджана.
Обсуждение данной темы в азербайджанском парламенте с откровенным намеком на «азербайджанскую принадлежность» северо-иранских провинций было воспринято в Тегеране в качестве прямого и вовсе не случайного вызова – ведь тема Южного Азербайджана каждый раз всплывает в повестке дня в периоды резкого обострения ситуации вокруг Ирана.
НА ЭТОМ ФОНЕ ТЕГЕРАН ОБВИНИЛ АЗЕРБАЙДЖАН В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ своей территории для проникновения в Иран израильской агентуры. 12 февраля азербайджанскому послу в Тегеране Джаванширу Ахундову была вручена нота протеста с требованием прекратить антииранскую деятельность израильских спецслужб на азербайджанской территории.
Как передает агентство ИРНА, «в связи с тем, что причастные к убийству иранских ученых террористические элементы передвигались по территории Азербайджанской Республики и при содействии израильской разведки МОССАД имели широкие возможности для осуществления поездок в Тель-Авив, азербайджанскому послу был выражен решительный протест».
Как сообщает азербайджанская газета «Ени Мусават», разведка Ирана располагает фактами наличия на территории Азербайджана объектов израильской разведки, расположенных на участке от Лерикского района до приграничного города Астара. «В связи с этим в последней ноте протеста МИД Ирана сообщается, что в Азербайджане созданы все условия для деятельности израильской разведки, совместно с которой были организованы теракты против иранских ученых-ядерщиков. В ноте протеста отмечается, что следы террористов, покушавшихся на иранских ученых, ведут в Азербайджан, а оттуда в Тель-Авив. Иран потребовал от Азербайджана прекратить враждебную деятельность». Азербайджанский политолог Натиг Мири считает, что документы о наличии израильских разведывательных объектов на территории Азербайджана Тегерану передал лидер Движения возрождения Талыша Фархаддин Абосзаде.
ГЛАВА ПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ И МЕЖПАРЛАМЕНТСКИМ СВЯЗЯМ САМЕД СЕИДОВ заявил Turan, что Азербайджан намерен развивать добрососедские отношения с Ираном. «Однако попытки Ирана вмешиваться во внутренние дела Азербайджана не приносит пользу двусторонним отношениям. Азербайджан постоянно занимает объективную позицию в отношении Ирана. Приглашение посла Азербайджана в МИД Ирана и вручение ему ноты было осуществлено на основе информации, не соответствующей действительности. Вообще Иран часто выступает с нереальными заявлениями. Тегеран развивает отношения с Арменией в ущерб интересам Азербайджана», — отметил Сеидов.
«Нота протеста МИД Ирана в отношении Азербайджана свидетельствует о том, что Тегеран начал более серьезно воспринимать военно-политическое сотрудничество азербайджанских властей с Израилем», — так прокомментировал создавшуюся ситуацию заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Гарник Асатрян.
По его словам, напряженность в сфере ирано-израильских отношений достигла в настоящее время кульминации. «Азербайджану отведена особая роль в этой конфронтации, но пока неизвестно, как будет себя позиционировать Баку в случае возможной войны Запада с Ираном» — заявил Асатрян, добавив, что Азербайджан рассматривается в качестве плацдарма для блокады Ирана, дислокации войск и нападения на Иран.
Арис КАЗИНЯН
Голос Армении