Нефтяная биржа в Иране предвестник проблем для Нью-Йорка и Лондона?
Три года глобального экономического спада нанесли мощный удар по американской идее глобальной ценности «свободного рынка», о которой трубили на весь мире. Уолл-стрит показал свою истинную сущность – организация экономики по типу казино, в котором гангстер-банкир, банкстер, играет на деньги с другими людьми. Причем, на деньги, которые принадлежат правительству. Из-за того, что республиканское большинство в Конгрессе, почуяв близость победы на президентских выборах-2012, держит пистолет у виска администрации Обамы, ограничивая бюджетные расходы, рейтинговые агентства заговорили о снижении ликвидности государственных ценных бумаг и долговых обязательств Вашингтона. В этих условиях экономические идеи других стран, которые раньше не имели шансов из-за подавляющего господства американской экономики, обретают вторую жизнь.
Не стоит удивляться тому, что эти идеи возникают в странах, которые не попали под влияние Вашингтона и очарование его политики. Например, в Иране, экономику которого США уже три десятилетия пытается подорвать своими санкциями. Сегодня Иран приступил к реализации программы, которая, в случае успеха, подорвет позиции доллара как мировой резервной валюты более эффективно, чем экономическое пиратство республиканцев.
Что же это за коварное оружие Ирана против валюты «Большого Сатаны»? Фондовая нефтяная биржа на принадлежащем Ирану острове Киш в персидском Заливе, которая уже открыла продажи высококачественной сырой иранской нефти!
Мохсен Камсари, заместитель директора иранской Государственной нефтяной компании по международным связям, был скромен, оценивая начало работы этой биржи: «Товарная биржа создается как механизм, который будет работать долгое время, и ее открытие – лишь первый шаг в реализации ее возможностей. С учетом существующих проблем в банковской сфере, мы не рассчитываем на то, что иностранные покупатели на первых порах примут активное участие в работе биржи. На первом этапе мы выставляем на торги 600 тысяч баррелей сырой нефти высокого качества с пониженным содержанием сероводородов».
Учитывая, что в мире сегодня ежедневное потребление сырой нефти составляет 83 миллиона баррелей, первые предложение иранской фондовой биржи вряд ли окажут судьбоносное влияние. Но в реальности они представляют собой попытку перераспределения доходов, идущих сегодня через Нью-Йоркскую и Лондонскую биржи, расчеты на которых осуществляются в долларах, обеспечиваю мировую монополию американской валюты.
Биржа на острове Киш начала работать в феврале 2008 года, в созданной для этого зоне свободной торговли. В основу ее работы изначально был заложен принцип заключения контрактов в евро, иранских риалах и иной валюте, кроме доллара, о чем Иран сразу предупредил биржевых клиентов. Первоначально на торги выставлялись только нефтепродукты, используемые в качестве сырья для производства пластмасс и фармацевтической промышленности. Сегодня, выставляя на торги сырую нефть, биржа сделала новый шаг.
В то время, когда Конгресс США отказывался что-либо слышать о надвигающемся экономическом кризисе, другие страны отнеслись к симптомам этого кризиса более внимательно. Еще 17 июня 2008 года, выступая на 29-й встрече Совета министров государств-членов ОПЕК, которая проходила в Исфахане, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сказал: «Падение покупательной способности доллара – одна из самых больших проблем, стоящая сегодня перед миром. Нанесенный этим падением ущерб уже затронул мировую экономику, особенно экономику стран-экспортеров нефти. Поэтому, я повторяю свое предложение: либо в основе сделок по нефти должна стать комбинация валют, либо государства-члены ОПЕК должны выбрать новую валюту для сделок по нефти».
И у Тегерана уже есть надежный партнер, сотрудничество с которым на бирже позволит Ирану процветать, и с которым Вашингтон побоится вести борьбу за сохранение долларовой монополии. Речь идет о Китае.
Сегодня именно Китай – основной потребитель сырой нефти Ирана. В 2010 году иранский нефтяной импорт покрывал примерно 12% всей потребности Китая в сырой нефти. Согласно последнему докладу китайских таможенных органов, в январе-апреле 2011 года экспорт иранской нефти в Китай составил 8, 549 миллионов тонн, что на 32% превышает показатели аналогичного периода 2010 года. Поставляя сегодня Китаю примерно миллион баррелей в день, Иран стал третьим по значимости и объемам поставок импортером нефти.
Китай просто игнорирует вопли Вашингтона о санкциях против Ирана, исходя в этом вопросе исключительно из интересов своей экономики. И если Иран сделает свои цены более привлекательными в сравнении с ценами конкурентов из Южной Америки и Ближнего Востока, то для остальных членов ОПЕК будет все труднее расширять свое присутствие на быстро растущем китайском рынке.
Посол Китая в Иране Юй Хун Ян, выступая на прошедшей в 11 июля в Тегеране конференции деловых кругов Китая и Ирана, сообщил, что товарооборот между двумя странами за январь-апрель 2011 вырос на 55% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и выразил уверенность, что его показатели составят по итогам года $40 миллиардов.
Так что там с санкциями? В то время, как Вашингтон готовится к совершению политического харакири, Иран, без излишнего шума готовится поубавить капиталистического энтузиазма с бирж Нью-Йорка и Лондона. Если китайцы решат платить за иранскую нефть юанями, то следует ожидать панического бегства доллара с энергетических рынков.
Возможно, это заставит наших вашингтонских политиканов задуматься о том, что в мире есть проблемы более серьезные, чем проблемы однополых браков.
www.csef.ru